Инерьер в комнате раскольникова


Инерьер в комнате раскольникова

Оглавление:

Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы


В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки. В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой.

В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами.
Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов: «Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I) «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…<.> Но в комнате не было ничего особенного.
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель.

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I) «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

«Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал.

Вся квартира состояла из этих двух комнат.» (о спальне, часть 1 глава I) «Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом.

Комната Раскольникова

Очень интересна роль интерьера в романе “Преступление и наказание”. и других персонажей – это то, что оттеняет, раскрывает положение героя, его жизненную ситуацию – но не внутренний мир. Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе.

Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать.

Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку. Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё. Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой.

Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М.

Ф. Достоевского. Главный герой ненавидит своё жилище.

Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу.

“Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование.

Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание. Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань.

“Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри.

Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук.

Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб.

Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему.

Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”. Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни.

Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа. Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных —
  • для самых нетерпеливых —
  • для самых компанейских —
  • для самых любопытных —
  • для самых крутых —

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16
    • 1865 г.
    • 1866 г.
    • 1867 г.
    • 1868 г.

(новая вкладка) Самые популярные материалы сентября для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М.

Достоевский)

Интернет-журнал » Сочинения » Сочинения по литературе

Сочинения по литературе Автор Алёна Базан На чтение 5 мин Просмотров 1.3к. Обновлено 30 июля, 2020 Описание комнаты Раскольникова в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» выполняет ключевую роль, потому что именно она оказала основное влияние на формирование душевного состояния главного героя.

Убогая каморка, которая являлась местом жительства студента, загоняла его сознание в жёсткие рамки, любые мысли о чём-то великом тут же исчезали подавленные беспомощным отчаянием. Его душевное состояние напрямую зависело от того, где он находился.

Автор охарактеризовал квартиру своего героя так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной».

В этом пристанище не было места для тепла, уюта и жизни в целом. Верно подметила мать Раскольникова, сказав, что такая комната способна только увеличить уже имеющуюся меланхолию, а то и стать её причиной вовсе.

Главный герой всем сердцем ненавидел своё жилище, оно давило на него и разрушало любое проявление ещё оставшейся нравственности.

Раскольников со своим внутренним аристократизмом не вписывался в окружающую среду, ему хотелось свободы, а стены ограничивали все его душевные позывы и стремления. Даже за стенами квартиры не было места достойной жизни, окна каморки выходили во двор, откуда всё время доносились пьяные крики и беспрестанная ругань представителей низов социальной лестницы. Пейзаж за окном соответствовал внутреннему убранству помещения, в котором был вынужден находиться Раскольников.

Главный герой был настолько подавлен своей жизненной неустроенностью и безысходностью, что не только бросил учёбу в университет и перестал общаться с людьми, но и запустил свой внешний вид, начиная соответствовать окружающей обстановке. В начале романа писатель описывает комнату лишь в общих чертах и только через двадцать страниц даётся более подробное описание, которое является виденьем самого Раскольникова, окидывающего её взглядом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Комната, действительно, была настолько мала, что походила больше на шкаф, чем на жилое помещение. Она была сильно захламлена, никому не нужные вещи повсюду громоздились, создавая только почву для образования пыли. Спёртый воздух, образующий духоту и теснота доводили до полуобморочного состояния, поэтому неудивительно, что Родион не мог там находиться.

В такой обстановке не могут прийти в голову положительные мысли. У бедного студента не было даже подушки, чтобы нормально выспаться, её заменял какой-то клочок ткани, неизвестного происхождения.

Раскольников жил настолько убого и мрачно, что даже Соня Мармеладова, сама находясь в бедственном положении, пришла в ужас, когда переступила порог его квартиры. Любой предмет, находившийся в распоряжении Родиона, символизировал полнейшую нищету: мизерный диван, испорченные стулья, грязные и оборванные обои, у него не было даже одеяла и простыни. Ф.М. Достоевский при описании окружающей обстановки главного героя романа использует серый и жёлтый цвет, которые символизируют болезнь, страдания, бедность.

Жёлтые обои не только свисали обрывками в комнате Раскольникова, а были и у Сони, старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича.

Они являются символом уныния и усталости от самой жизни, которая полна несправедливости.

У комнаты Раскольникова очень много синонимов в романе: каморка, гроб, шкаф, сундук, клетушка, угол, каюта, и ни одно из этих названий не обозначает помещение пригодное для полноценной жизни. Достоевский не один раз обращает внимание на крохотные размеры квартирки. Домом это жильё не называется ни разу, ни Родионом, ни самим писателем.

Домом это жильё не называется ни разу, ни Родионом, ни самим писателем.

Главный герой чувствует себя здесь, как в тюрьме и больше всего на свете мечтает из неё выбраться. Именно в этих четырёх стенах Раскольников выносил план убийства старухи-процентщицы, здесь зародилась теория о разделении человечества на два вида: право имеющих и «тварей дрожащих».

Мысль о продолжении подобного существования делали убийство не таким уж и страшным проступком, это был единственный возможный выход из сложившейся ситуации.

Окружающая нищета породила чувство своей неполноценности и ненужности в этом мире, Раскольников стыдился бедности, поэтому остро реагировал на социальную несправедливость. Городской пейзаж Петербурга тоже соответствует внутреннему состоянию главного героя. Описание череды унылых улиц, лестниц, публичных домов, рыночных площадей и кабаков является подходящим фоном для заблудившегося сознания Раскольникова.

Петербург враждебно настроен ко всем своим жителям и не приемлет перемен по их инициативе.

В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь содержит в себе особый смысл, помогает раскрытию авторского замысла. Дом, в котором жил придуманный Ф.М. Достоевским персонаж, не был вымышленным.

Сейчас на его стене висит памятная доска, на которой запечатлены слова Д.

Гранина и Д. Лихачёва:

«Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества»

. Выше мемориальной доски находится портрет писателя, создавшего мировой шедевр художественной литературы.

Дом Раскольникова – место своеобразного паломничества тех, кто покорён творчеством Фёдора Михайловича.

Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

» » » Автор Маргарита Малиновская На чтение 5 мин.

Опубликовано 02.04.2020 Для описания внутреннего состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует психологические приёмы. Именно поэтому автор немало повествует об окружающей обстановке.

Описание комнаты Раскольникова подчеркивает общий удручающий характер произведения и помогает понять причины поступков и некоторые черты личности самого обитателя помещения.

Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей.

Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа. Обладая другими возможностями, герой мог бы позволить себе более благоприятное жилье, нежели то, в котором он сейчас прозябает.

Описание каморки Раскольникова было таковым: «походила более на шкаф, чем на квартиру».

Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания.

Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку. Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню.

Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.

Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М.

Ф. Достоевским в своем творчестве. Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело.

Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  1. Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  2. Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

В подобных домах даже элементарно нет кухни, едой жильцов обеспечивали сами хозяева. Но так как Раскольников задолжал денег, ему приходилось питаться в трактирах. Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики.

Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников.

Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет.

В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

  • каморка;
  • шкаф;
  • сундук;
  • каюта;
  • гроб;
  • угол.

Для нормальной жизни ни одно из этих определений не подходит. Примечательно, что ни автор, ни герой не называют это жильё домом. Эта комната — в какой-то степени прибежище, в котором отсутствует уют, теплота, исчезла жизнь и движение.

Раскольников целыми днями лежит на грязном и оборванном диване, не ходит в университет. Из-за запущенности, недостатка настоящих эмоций и ярких красок квартира напоминает гроб.

Родион большое количество времени проводит в ней не двигаясь, ему нечем дышать, не хватает пространства, его тошнит от осознания той мысли, что он не может жить по-настоящему. Рукописи студента-бедняка, покрытые пылью, и сломанная мебель подчёркивают его мертвое существование.

Все окружение не просто описывает жизнь Раскольникова — это крик, что предначертано человеку, который вынужден волочить свое жалкое существование в комнатке, напоминающей клетку. Даже мать героя замечает, как место его обитания оказывает на сына влияние.

В романе отсутствуют абсолютно положительные герои.

Угнетающая атмосфера безнадежности окутала практически все. Достоевский описывает другой Петербург: тот, где люди живут в «клетушках», а время проводят в небольших мастерских, где практически нет воздуха, или в вонючих кабаках. Автор применяет много прилагательных, создающих этот самый отвратительный мир, который хочется немедленно покинуть.

Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа.

Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова.

Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской.

Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад. Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень.

Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места. Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи.

Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты

Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать.

В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.

Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки …была приотворена. Там было шумно и крикливо…»— Часть 1, глава IIСтаруха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни.

Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:«Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», — подумал молодой человек.

Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.»— Часть 1, глава IКак и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.»— Часть 1, глава IВ этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:«Но в комнате не было ничего особенного.

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель.

Комната Раскольникова — описание жилища героя романа «Преступление и наказание»

138 Время на чтение: 6 минут 22 января 2020 4357 Во многих литературных произведениях жилье главного героя является олицетворением его жизненной позиции, характера, отношения к себе и окружающим. Роман Достоевского «Преступление и наказание» не стал исключением.

Описание комнаты Раскольникова, центрального персонажа произведения, стало отражением его самого. Содержание: Действие книги начинается в Санкт-Петербурге на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. Здание, где жил Раскольников, построено в 1831 году архитектором Егором Цолликофером.

Оно сохранилось до наших дней — в 70-х годах прошлого века здание реконструировали и снесли подсобные помещения. Теперь у него 4 этажа. На доме висит памятная табличка, и находится барельеф с изображением писателя.

Это место сейчас можно назвать культурным наследием, сюда водят на экскурсии туристов и поклонников творчества Достоевского. По заверению автора, главный герой романа вынужден был находиться в тесных и убогих условиях.

Он снимал крошечную комнату у старухи-процентщицы, которой задолжал кругленькую сумму за ее съем.

Заходя к себе домой, Раскольников должен пройти мимо кухни хозяйки, что его постоянно расстраивало. Все герои романа живут в гнетущей обстановке, которая не дает им развиваться и идти дальше.

Противопоставление героя и его жилища — яркий прием, который Федор Достоевский нередко использовал. Судя по описанию, можно понять, что клетушка обставлена весьма аскетично:

  • несколько стульев;
  • стол;
  • старая софа;
  • шкаф.

На столе лежат рукописи и тетради, на которых скопилось много пыли, так как их давно не открывали. В комнате обои отходят от стен, у героя нет даже одеяла — он укрывается старой одеждой.

Это описание служит для того, чтобы передать нищету, в которой жил Родион. Даже Соня Мармеладова, придя в гости к студенту, была поражена атмосферой комнаты. В противовес этому комната старухи-процентщицы предстает в более выгодном свете: в ней немного устаревшая, но отлично сохранившаяся мебель.

Желтые обои, растения, в помещении убрано.

Раскольников о комнате хозяйки: «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире».

Эта цитата из текста характеризует процентщицу с иной стороны. Родион Раскольников с лютой ненавистью относится к месту, где ему приходится жить.

Его не радует ни вид из окна комнаты, ни интерьер.

Постоянно слышатся пьяные крики на улице, герой не имеет элементарных условий для ведения быта и гигиены.

Долг хозяйке квартиры постоянно накапливается.

Все это в совокупности создает невероятно гнетущую обстановку.

В произведении есть немало отрицательных синонимов к слову «комната»:

  • каморка;
  • гроб;
  • сундук.

Жильем это помещение никто не называет — ни автор, ни литературный герой. По описанию места жительства читатель может понять, что эта комната очень маленькая.

Она болотом засасывает Родиона в свою глубь. Он становится все более меланхоличным, что отмечает даже его мать. Раскольников не ходит в университет и сутками лежит на старом продавленном диване.

Дни, проведенные в каморке, сливаются в один, герой уже с трудом их различает.

Общий беспорядок, старые рукописи, обшарпанная мебель подчеркивают тоску Раскольникова.

Комната словно поглотила его, сделала своим рабом, давит и угнетает ежеминутно. Достоевский описывает жилье своих героев, противопоставляя «хорошего собою» Родиона его унылой и затхлой каморке.

Жизнь в комнате превращается для квартиранта в круг печали — он отгораживается от людей, перестает даже выходить на кухню, каждый день бездействует, лежа на диване.

Стоит отметить интересный факт — в романе Достоевский уделяет особое внимание желтому цвету в интерьере.

Так, у Раскольникова в каморке желтые обои, у хозяина квартиры — желтая мебель.

Этот цвет, казалось бы, имеет положительное значение — символ света, добра, солнца. Но в романе все перевернуто с ног на голову: автор с помощью желтых красок усугубляет и добавляет трагичности в описание помещений.

В процессе чтения можно заметить, что яркие цвета в книге напрочь отсутствуют. В XIX веке существовало понятие «желтый дом», обозначающее психиатрические лечебницы для душевнобольных.

Может быть, у Достоевского в романе весь Петербург сошел с ума?

В романе преобладают невыразительные и тоскливые тона. Здесь даже желтый не яркий, а грязный, унылый и безжизненный. Это элемент, благодаря которому автор передает болезненность обстановки, подавленное состояние Родиона.

В произведении «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского комната главного героя служит отражением его плохого душевного состояния.

Мрачная, запустевшая и давно не убранная, она соответствует гнетущему состоянию квартиранта.

Таким же образом писатель представляет парадную и лестницу — они гнетущие, серые и унылые.

Да и весь Петербург у автора именно такой — неприступный, молчаливый, враждебный. В романе мало описаний положительных качеств людей и обстановки, которая их окружает. Но каждая глава пропитана негативом, который все больше подталкивает молодого человека к совершению преступления.

Понравилась статья? Поделитесь ей А какая Ваша оценка этой статьи? 5 из 5 Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Описание комнаты раскольникова.

Интерьер комнат героев романа преступление и наказание

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».Родион терпеть не мог то место, где жил.

Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело.

Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  • Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  • Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

В подобных домах даже элементарно нет кухни, едой жильцов обеспечивали сами хозяева.

Но так как Раскольников задолжал денег, ему приходилось питаться в трактирах.Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики.

Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников. Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет. В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

  1. угол.
  2. гроб;
  3. каюта;
  4. шкаф;
  5. каморка;
  6. сундук;

Для нормальной жизни ни одно из этих определений не подходит.

Примечательно, что ни автор, ни герой не называют это жильё домом.

Кокушкин мост.

Канал Грибоедова. Санкт-Петербург. Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было.

Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки

Комната Раскольникова.

Цитаты из романа

В романе Достоевского «» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах.

Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.

Так, главный герой романа, бывший студент , проживает в нищенской комнате, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. «Дом Раскольникова» сейчас можно найти в Санкт-Петербурге на углу Столярного переулка по адресу: Гражданская улица, дом 19.Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение.

Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни.

Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.Родион Раскольников снимает комнату № 14 в доме Шиля в Петербурге в Столярном переулке (С-м переулке):

«…молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…»

— Часть 1, глава I«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.»— Часть 2, глава VIХозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына, которая проживает рядом:«Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.»— Часть 1, глава IКомната Раскольникова находится на верхнем 5-м этаже.

Это небольшая комната, больше похожая на шкаф, шесть шагов в длину с очень низким потолком:

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.»

— Часть 1, глава I«Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»— Часть 1, глава IIIКомната настолько мала, что можно, не вставая с постели, открыть дверь:«Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.»— Часть 2, глава IВ романе эту комнату называют каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом:«Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова.»— Часть 2, глава V.

Лужин впервые раз встречается с РаскольниковымНа стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, «обшарканными». Яркий жизнеутверждающий, солнечный цвет из-за отсутствия ухода превратился в тусклый, грязный, унылый цвет, свидетельствующий о безжизненности героя:

«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками…»

— Часть 2, глава IV«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку…»— Часть 5, глава V«Там, в самом углу, внизу, в одном месте были разодраны отставшие от стены обои…»— Часть 2, глава IДаже , снимающая , была поражена бедностью обстановки Раскольникова:«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова»— Часть 3, глава IVБрать у Раскольникова было нечего, и он даже не запирал двери:«Впрочем, вот уж два года хочу все замок купить.

Счастливые ведь люди, которым запирать нечего?»— Часть 3, глава IV.Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик.

Трудно было более опуститься и обнеряшиться…»— Часть 1, глава IIIВ комнате есть окно с видом на внутренний двор, через которое по начам доносятся вопли пьяных посетителей питейных заведений:«Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших.

Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью.

За окнами было вывешено белье… Всё это он знал наизусть.

Он отвернулся и сел на диван.»— Часть 5, глава V«До него резко доносились страшные, отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу.»— Часть 2, глава IСам Раскольников ненавидел свою комнату и называет конурой:«Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела… А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру!

А все-таки выходить из нее не хотел.

Нарочно не хотел! По суткам не выходил, и работать не хотел, и даже есть не хотел, всё лежал. Принесет Настасья — поем, не принесет — так и день пройдет; нарочно со зла не спрашивал! Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу заработать.

Надо было учиться, я книги распродал; а на столе у меня, на записках да на тетрадях, на палец и теперь пыли лежит. Я лучше любил лежать и думать.»— Часть 5, глава IV«…с ненавистью посмотрел на свою каморку.

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»— Часть 1, глава III«Идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят»— Часть 1, глава VБедная комната Раскольникова отрицательно влияет на его психологическое состояние:«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…»— Часть 1, глава IIIПо словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его «меланхолии», с чем соглашается и сам Раскольников:«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.— Квартира?. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…»— Часть 3, глава III

Сочинение: Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.

М. Достоевский)

(298 слов) Ф.М. Достоевский для передачи внутреннего состояния героя романа «Преступление и наказания» использует несколько приемов психологизма.

Интерьер — один из них. Немало места в произведении отводится описанию внутреннего убранства помещений. Так, комната Раскольникова по своему виду напоминает скорее «шкаф, чем квартиру». В ней всегда было не убрано, душно: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться».

«Неуклюжая» софа, три старых стула и два стола — вся мебель его «каморки».

Достоевский не раз обращает внимание на крохотные размеры комнаты.

Автор сравнивает ее с гробом, «клетушкой», сундуком. Душе было тесно в таком маленьком пространстве, она просила простору.

Важно обратить внимание на оборванные обои в комнате.

Их цвет — желтый. В произведении он символизирует болезнь, угнетение.

Любой предмет отражает бедность, которой был задавлен Раскольников. Он спал на «мизерном» диване, кладя голову на что-то похожее на подушку.

В его комнате стояли испорченные стулья, а обои были грязные и отходили от стены во многих местах. У героя не было ни одеяла, ни простыни. Он накрывался старой одеждой.

Даже Соня была поражена бедностью, в которой существовал персонаж. Обстановка, в которой обитал Раскольников, сильно повлияла на героя.

Душная, мизерная комната стала одним из факторов, подтолкнувших его к совершению преступления. Даже мать Родиона признала, что наполовину от квартиры он «стал такой меланхолик». В этом болезненном месте трудно находиться человеку.

Однако отвращение вызывал не только внутренний вид каморки, но и звуки с улицы.

Из окна постоянно доносились голоса пьяниц по ночам. Унылый вид на двор, который он уже выучил наизусть, только ещё больше его расстраивал.

Пыльная, жёлтая, мрачная комната способствовала не только возникновению теории Раскольникова, но формированию его решимости испытать ее на себе. Нищета, жизненная неустроенность окружала его, он был подавлен от своей безысходности. Родион давно ни с кем не общался, забросил учёбу в университете, даже запустил свой внешний вид.

В комнате главного героя царила такая же безжизненность, как и в его душе. Многомудрый Литрекон нуждается в Ваших советах, поэтому в случае обнаружения недостатков пишите в комментариях, в чем проблема. Автор: Анастасия Сметанова

Интерьер и его значение в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду. Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов.

Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый.

Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.Интерьеры в романе “Преступление и наказание” играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.Работу выполнили: Печенкин Георгий, Мугинова Регина, Ширяев Егор, Богатенкова Елизавета, Угарин Артем, Цыганкова Анастасия, Бобожонов Саша.В романе «Преступление и наказание» важную роль играет описание интерьеров. С помощью описания интерьеров автор передает атмосферу произведения и помогает еще лучше понять характер героя.

То, что окружает человека влияет не только на его взгляды и мировоззрение, но и на его душевное состояние. Жилище Раскольникова играет важнейшую роль в формировании его душевного состояния. Каморка, морская каюта, шкаф, сундук, гроб и т.д.

— все эти эпитеты относятся к крошечному жилищу Раскольникова. …там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу

Интерьер комнат героев романа преступление и наказание

Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели.Описание комнаты В Петербурге Достоевского 300.Раскольникова.• …там-то, в углу, в этом-то ужасномшкафу и созревало все это вот ужеболее месяца…• …дурная квартира…точно гроб…яуверена, что ты наполовину отквартиры стал такой меланхолик…• …ему стало душно и тесно в этойжелтой каморке, похожей на шкафили на сундук.

Взор и мысль просилипростору… Крошечная комната, вкоторой жил студентРаскольников, не моглане повлиять на егопсихологическоесостояние. Жизнь вкрошечной комнате,безусловно, «сужала» егосознание.

Очевидно, чтожизнь в комнате-шкафене могла датьРаскольникову просторадля мыслей и идей.

Какправильно подметиламать Раскольникова,такая комната толькоможет усилитьмеланхолию.5. Описание кабака Раскольников забрел в распивочную, бродя»как пьяный» по тротуарам от «чувствабесконечного отвращения» сразу послепосещения Алены Ивановны.Источник: http://jurzpp.ru/prestuplenie-i-nakazanie-vypisat-opisaniya-geroya-komnaty/В романе «Преступление и наказание » мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым.

Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий.Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах.

Преступление наказание описание комнаты раскольникова

Вероятно, постепенно иностранное малопонятное слово «колония» превратилось в русскую Коломну.Долгое время облик Коломны представляли одноэтажные, редко — двухэтажные дома с палисадниками и огородами, отгороженными друг от друга деревянными заборами.

На берегу Крюкова канала существовало глубокое, дикозаросшее болото, и еще в пушкинские времена сюда по воскресеньям мелкие петербургские чиновники приезжали охотиться на куликов. Гоголь, живший одно время в этом районе, писал, что

«тут все непохоже на другие части Петербурга… Сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка, все, что осело от столичного движенья»

.Запоминающееся описание Коломны и состава ее жителей мы находим в повести Гоголя «Портрет»: «Сюда переезжают на житье отставные чиновники, вдовы, небогатые люди, имеющие знакомства с сенатом и потому осудившие себя здесь почти на всю жизнь; выслужившиеся кухарки… Жизнь в Коломне страх уединенна; редко покажется карета, кроме разве той, в которой ездят актеры, которая громом, звоном и бряканьем своим одна смущает всеобщую тишину… Вдовы, получающие пенсию, тут самые аристократические фамилии.

Потом следуют актеры, которым жалованье не позволяет выехать из Коломны… После сих тузов и аристократства Коломны следует необыкновенная дробь и мелочь…»В середине XIX века облик Коломны стал постепенно меняться.

Из провинциального захолустья Коломна начала превращаться в рядовой район капиталистического города. Деревянные особнячки сносили, росли доходные дома, открывались магазины и лавки, благоустраивались улицы, берега рек и каналов соединялись мостами. Уходила в прошлое «ветхозаветная Коломна»…Такой меняющейся ее увидел молодой Федор Михайлович Достоевский.

Он не раз имел возможность любоваться красотами Коломны, когда по пятницам отправлялся из дома на Вознесенском проспекте в самое сердце Коломны — на Покровскую площадь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь сегодня носит имя Тургенева, храм снесен в 1930-е годы, но именно о нем написал когда-то в поэме

Тест по теме «Социальные мотивы преступления Раскольникова» в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

Из-за давно протухших закусок, которые предлагались гостям «крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба» в заведении очень дурно пахнет.Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний.

Усложнение замысла в процессе работы (роман «Пьяненькие»). Идея Наполеона.Алена Ивановна недоверчиво относится к людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют героиню «старой ведьмой» и не испытывают к ней симпатии.Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.Сначала Юлия Александровна отметила, что в романе «Преступление и наказание» много петербургской конкретики, поэтому и возникает соблазн разгадать зашифрованные в тексте адреса.

Жилище семьи Мармеладовых типичное жилище бедных людей, которые едва сводят концы с концами.

«…а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью…»

Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье.

«…Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Посещение уголка Мармеладовых оставляет неприятный осадок, ощущение тоски и грусти, особенно на фоне происходящих в ней событий.

+ +