Обеспечении занятости населения в россии проблемы


Оглавление:

Нефть, Газ и Энергетика


6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный. 7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно. 8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках.

Нередко именно таким способом администрация предприятий «сохраняет» численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

В соответствии с российским законодательством пособие по безработице составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60, а в оставшиеся полгода — 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.

В соответствии с российским законодательством пособие по безработице составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60, а в оставшиеся полгода — 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе. В декабре 1993 г. среднее пособие по безработице было эквивалентно 1,1 минимума заработной платы и составляло 38% прожиточного минимума.

В декабре 1994 г. размер средних выплат на одного безработного (они включают пособие по безработице, единовременные выплаты материальной помощи и пособия на иждивенцев) увеличился до 2,3 минимальной заработной платы, но снизился до 36% прожиточного минимума. В 1995 г. средние выплаты на одного безработного составили 96 тыс. руб. по сравнению с 48,1 тыс.

руб. в декабре 1994 г., или 2,2 минимальной заработной платы (30% прожиточного минимума) . В среднем за 1995 г. пособия выплачивались половине безработных, имеющих право на получение пособия.

Остальные либо не имели такого права (поскольку получали выходное пособие от предприятия или были уволены по статьям КЗоТ), либо им приостановили выплату пособия на срок до трех месяцев (как правило, за нарушение режима перерегистрации).

Из общего числа безработных — обладателей пособия в 1995 г., 49,2% получали его в минимальном размере, равном минимальной заработной плате. В регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие в минимальном размере

Специфика проблемы занятости в России и социальная политика государства на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения.

Общую картину касательно вопроса занятости и безработицы населения Российской Федерации в период с 2000 г.

по 2015 г. можно представить с помощью таблицы 1. Таблица 1. Численность экономически активного населения, занятых и безработных, (млн человек) Год Экономически активные Занятые Безработные Уровень безработицы, % 2016 76,6 72,4 4,2 5,5 2015 76,8 72,5 4,3 5,8 2014 75,0 71,0 4,0 5,3 2013 75,3 71,0 4,3 5,8 2012 75,7 71,5 4,1 5,5 2011 75,8 70,8 4,9 6,5 2010 75,5 69,9 5,5 7,4 2009 75,7 69,4 6,3 8,3 2008 75,7 71,1 4,7 6,2 2007 75,3 70,8 4,5 6,0 2006 74,4 69,2 5,2 7,1 2005 73,6 68,4 5,2 7,1 2004 72,9 67,3 5,7 7,8 2003 72,3 66,3 5,9 8,2 2002 72,3 66,6 5,7 7,9 2001 71,5 65,1 6,4 9,0 2000 72,8 65,1 7,7 10,6 По таблице можно сделать вывод, что за исследуемый период наблюдается значительное снижение уровня безработицы в России (с 10,6% в 2000г.

до 5,5% в 2016 г.). Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (см. рис. 4). Рис. 4. Уровень безработицы по Федеральным округам, % Средний возраст безработных в сентябре 2015г. составил 35,7% (см. рис. 5). Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 25,6%, в том числе в возрасте 1519 лет — 4,6%, 20-24 лет — 21,0%.

Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,1%) и 20-24 лет (14,3%) [3].

31.6 20 25 10 15 0 5 Всего 15-19 лет 20-24 года 25-29 лет 30-39 лет 40-48 лет 50-59 лет 60-72 года ■ Городское население ■ Сельское население Рис. 5. Уровень безработицы по возрастным группам и по виду населения в сентябре 2015 года, в % от экономически активного населения В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.
5. Уровень безработицы по возрастным группам и по виду населения в сентябре 2015 года, в % от экономически активного населения В численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Нормативно-правовую основу занятости и трудоустройства населения в Российской Федерации составляют Конституции Российской Федерации, ТК РФ, Закон о занятости и иные федеральные законы и подзаконные акты, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, а также иные законы и подзаконные акты регионального уровня. В Законе о занятости населения закреплены и разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения. В основе государственной системы занятости центральное место занимает федеральное отраслевое министерство – Министерство труда и социальной защиты РФ, подконтрольные и подотчетные ему департаменты и Федеральная служба по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости – единая централизованная система органов исполнительной власти, состоящая из центрального аппарат Роструда, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также его территориальных органов – государственных инспекций труда [8].

Свою деятельность Федеральная служба по труду и занятости осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы – государственные инспекции труда во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Полномочия Федеральной службы по труду и занятости осуществляет посредством ряда правовых средств: проверок, обследований; выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений; составления протокола об административных правонарушениях в пределах полномочий; подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Современные проблемы обеспечения и содействия трудовой занятости населения на современном этапе в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

По мнению С.Х.

Джиоева, профориентация призвана экономически заинтересовать человека трудом, профессией и конкретной работой (рабочим местом) и в то же время защитить его от ошибок, порождаемых незнанием своих возможностей (состоянием здоровья, способностей и т.д.) и требований различных профессий и видов работ к организму и личности человека. Высшее достижение профориентации — «превращение» личных качеств человека, которые в обыденном сознании нередко считаются недостатками (впечатлительность, замкнутость и т.д.), в достоинства благодаря подбору профессии или работы, для которых они полезны4 . Качественно проведенная профориентация позволит не только выбрать наиболее оптимальный вариант профподготовки человека, но и сократить период его обучения и трудоустройства, тем самым способствовать уменьшению периода безработицы.

В январе-марте 2009 г. услуги по профориентации получили 15910 человек, в т.ч.: 12386 безработных граждан; 2239 учащихся образовательных учреждений; 626 человек, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации; 304 инвалида; 102 гражданина, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 24 закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Текст ст. 24 изложен крайне лаконично, он не регламентирует достаточно подробно порядок организации общественных работ.

Этот порядок детализируется и дополняется постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных

Проблема занятости населения в России

Определение 1 Занятость – это экономическая деятельность домашних хозяйств, не противоречащая законодательству.

Занятость позволяет субъекту удовлетворить его личные потребности, обеспечивает доход и развитие. Она обеспечивается вступлением граждан в соответствующие трудовые отношения.

Замечание 1 Под трудовыми отношениями понимается взаимодействие нанимателя и работника на основе трудового договора.

Работодатель обязан оплачивать труд сотрудника, предоставлять ему льготы и ежегодные отпуска. Лицо, нанимающееся на работу, выполняет обязанности, характерные для занимаемой должности. Оно подчиняется трудовому распорядку, следует нормам и правилам трудового законодательства и внутренних правовых актов компании.

Оно подчиняется трудовому распорядку, следует нормам и правилам трудового законодательства и внутренних правовых актов компании. В России регулирование трудовых отношений осуществляется согласно Трудовому Кодексу РФ.

Их возникновение сопровождается заключением трудового договора, который определяет обязательства сторон друг перед другом.

Влияние основного закона распространяется и на отношения, неофициального характера. Граждане могут стать самозанятыми, получая вознаграждение за свой труд непосредственно от заказчиков. Российское законодательство ввело понятие самозанятость лишь в 2017 году.

С 1 января 2020 года 19 регионов России стали предоставлять возможность самозанятости. Ее сущность заключается в уплате налогов с каждой сделки, то есть деятельность выводится в легальный сектор экономики. Существует ряд ограничений по максимальной сумме дохода, а также по реализации отдельных видов продукции.
Существует ряд ограничений по максимальной сумме дохода, а также по реализации отдельных видов продукции.

Замечание 2 Таким образом, занятость – это один из значимых элементов национальной экономики. Она определяет количество трудоустроенных граждан.

Высокая занятость стимулирует деловую активность, что положительным образом сказывается на совокупном доходе. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Занятость является важнейшим фактором, влияющим на уровень и качество жизни населения.

Она влияет на безработицу, борьба с которой является одной из приоритетных задач каждого государства. Большая часть стран сталкивается с проблемами низкой оплаты труда и высоким уровнем безработицы, что негативным образом сказывается на их экономическом развитии.

Для российского рынка труда характерен высокий уровень безработицы.

Парадоксом является тот факт, что одновременно рынок испытывает нехватку квалифицированных кадров. Такая ситуация сложилась из-за относительного низкого уровня оплаты труда.

К причинам занятости относят:

  1. Динамичные изменения в экономике
  2. Кризисные явления.
  3. Снижение темпов роста совокупного дохода.
  4. Уменьшение деловой активности.

С 2017 года наблюдается постепенное снижение числа официально занятых. Среди безработных большую часть составляют женщины.

Большая доля приходится на городских жителей. Около 20% безработных – это лица в возрасте до 25 лет, у которых нет опыта трудовой деятельности. Самый низкий уровень безработицы характерен для Центрального федерального округа, на втором месте идет Северо-Западный округ, на третьем Приволжский.

Самый высокий уровень безработицы наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе.Главной причиной безработицы считается отсутствие опыта у молодого поколения. Выпускники устраиваются на такую работу, которая не требует навыков, поэтому мало оплачивается.

Низкая заработная плата отпугивает молодых специалистов. Вопрос занятости является центральным для социально-экономической политики.

Помимо явных экономических плюсов, рост занятости снимает массу социальных проблем, стабилизирует общественные настроения.

Граждане получают возможность повышать свой уровень жизни, пользоваться услугами кредитно-денежных организаций, что стимулирует финансовую систему страны. Анализ проблем занятости в России позволяет найти пути их решения. Со стороны предложения рабочей силы сложилась ситуация нехватки трудовых ресурсов из-за демографических провалов.

Численность населения трудоспособного возраста продолжает снижаться. Эксперты полагают, что к 2030 году сокращение составит 6-9 миллионов человек. Так же наблюдаются изменения социальных характеристик рабочей силы:

  1. Постарение населения.
  2. Ухудшение здоровья.
  3. Снижение способности к длительному и интенсивному труду.
  4. Низкий уровень подготовки кадров.
  5. Высокая концентрация предложения в некоторых регионах.
  6. Рост значимости трудовой миграции.

Существуют проблемы в спросе на рабочую силу.

Основная из них связана с неоднородностью распределения трудовых ресурсов. С этой проблемой необходимо работать с точки зрения изменения общественных ценностей, смещения предпочтений относительно престижности отдельных регионов, конкретных видов занятости.

Следующая сложность заключается в неэффективном использовании квалифицированных кадров.

Большая часть спроса приходится на низко квалифицированный и мало оплачиваемый труд.

Малый и средний бизнес находятся в упадке, что так же сдерживает решение вопросов занятости населения.

Малый бизнес не способен предложить качественные рабочие места для граждан.Многие регионы страны испытывают сложности в установлении баланса между предложением и спросом. Такая ситуация сложилась из-за неравномерности распределения трудовых ресурсов. Население привлекают города федерального значения, наблюдается отток граждан из сельской местности.

Чтобы решить эту проблему государство создало специальные экономические зоны в отдельных регионов. Считается, что помимо очевидных экономических преимуществ в виде привлечения инвестиций, модернизации производства, будут решаться социальные проблемы, прежде всего, связанные с обеспечением рабочих мест.

Профессиональное образование в современной России мало ориентировано на потребности рынка. Молодые специалисты не способны полноценно работать. Им требуется несколько лет на практическое освоение профессии, что ведет к дополнительным финансовым затратам.

Уровень оплаты труда так же остается относительно невысоким. Специалисты связывают эту проблему с высокими налоговыми ставками для работодателей, которые обязаны проводить платежи в государственную казну и внебюджетные фонды.

Современные проблемы занятости населения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

3.

Недостаточное количество бирж труда.

4. У предприятий нет никаких стимулов для информирования работников об их необходимости регистрации в Центре занятости. 5. Ограниченные возможности Центров занятости по трудоустройству безработных.

6. Размер пособия, которое выплачивает Центр занятости минимальный. 7. Неэффективная переподготовка безработных через Центр занятости 8.

Увеличение числа работников, находящихся в административных неоплачиваемых отпусках. [6,15] Страны с развитой рыночной экономикой в основном используют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

[9,13] — Европейская модель. Данная модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда. Следствием таких мер является рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

— Скандинавская модель. Данная модель основывается на обеспечении занятости со средними условиями оплаты труда практически всем трудящимся. Это достигается путем создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

— Американская модель. Данная модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами. Все вышеуказанные модели по-своему влияют на политику занятости, как на микро — так и на макро — уровне.

Вопросы регулирования труда и занятости в Российской Федерации отражены в 3 правовых источниках: Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и Законе РФ «О занятости населения Российской Федерации». Все основные параметры инфраструктуры рынка труда определяет законодательная база. В статье 1 Трудового Кодекса Российской Федерации обозначаются цели трудового законодательства.

Проблемы занятости населения России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Байбатырова, 2015 УДК 332.122 О.И.

Батюшкова К.э.н., старший преподаватель кафедры экономики филиала МГУ им М.В. Ломоносова в г. Севастополе г.

Севастополь, РФ СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В КРЫМУ: ПЛАНЫ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Аннотация В работе рассмотрены вопросы создания свободной экономической зоны на территории Крымского полуострова с точки зрения законодательства дающего потенциальным резидентам СЭЗ льготы и преференции. Ключевые слова свободная экономическая зона, режим налоговых льгот и преференций, конкурентные преимущества Крымского региона и Севастополя.

Законодательство РФ и Крыма. С 1 января 2015 года в Крымском федеральном округе, в который входят Республика Крым и город федерального значения Севастополь, вступил в силу закон [1] давший старт созданию свободной экономической зоны в регионе. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе создания и функционирования свободной экономической зоны,

«в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан»

[1].

Как определено в законе — свободная экономическая зона Республики Крым и города федерального значения Севастополя, — это территория, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Срок действия свободной экономической зоны установлен законом на 25 лет с возможностью, как продления, так и прекращения установленного срока.

Территорией свободной экономической зоны является вся территория Крыма.

Экономический потенциал Крыма впечатляет своим разнообразием.

По предварительным данным переписи 2014 года, постоянное население Крымского федерального округа составила 2284,4 тыс.

человек, в том числе в Республике Крым 1889,4 тыс. человек (82,7 %), в городе федерального значения Севастополе — 395 тыс.

Тема: Проблемы занятости населения — дипломная

Это существенно искажает процесс воспроизводства рабочей силы и характер присущих ему внутренних взаимосвязей.

Расширение границ рынка сводит на нет самопроизводство. Действительно, если все экономически активное население пребывает на рынке труда, то не остается места для собственного труда. Такая позиция не последовательна и в трактовке рынка труда как элемента сферы общения.

На рынке труда объект находится в процессе обмена, то есть смены формы стоимости (товарная способность человека к труду – обменивается на денежную –заработную плату).

Однако этот обмен отнюдь не исчерпывает сферу обращения. За пределами рынка протекают некоторые процессы, которые хотя и относятся к ней, но имеют внерыночный характер.

Они присущи обращению как обычных товаров, так и рабочей силы. Так, купля-продажа рабочей силы в отличие от других товаров не сопровождается сменой ее собственника, поскольку она поступает в распоряжение покупателя не навсегда,а лишь на время труда. Поскольку рабочая сила, будучи проданной, не меняет собственника, а остается принадлежностью работника, время от времени возникает необходимость в корректировке условий оплаты и использования труда, чего не происходит при купле-продаже обычных товаров, проданных раз и навсегда изменивших собственника.

С внерыночными явлениями в сфере обращения мы сталкиваемся и у Дж.М. Кейнса. По Кейнсу, искусственное повышение совокупного денежного спроса достигается манипулированием экзогенными по отношению к рынку методами, прежде всего увеличение не государственного долга эмиссией.

Однако, поскольку это касается занятой, уже использованной в конкретных хозяйственных структурах рабочей силы, купленной работодателем (покинувшей рынок труда и переместившейся в сферу производства), названные процессы по свойству — продолжение процессов обращения, совершаемых в сфере производства (использование рабочей силы). Иными словами, трудовой контракт о найме оформляет рыночный акт – купли-продажи рабочей силы.

Дальнейшие же изменения условий

Проблема занятости населения в российской федерации

Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечит достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность[4]. Таким образом, государство является важным гарантом, который способен обеспечить эффективную и полную занятость населения, несмотря на кризисные явления в экономике России и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики.

Библиографический список

  • Колесник В.С., Баркова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития рынка труда Краснодарского края // Современное состояние и пути развития. 2016. № 9 (3). С. 228-230.
  • Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации:
  • Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. С. 69-72.
  • Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020».
  • Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
  • Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: (дата обращения 01.03.2017).

Количество просмотров публикации: Please wait

Проблемы и перспективы оптимизации уровня структуры эффективной занятости в Российской Федерации

Именно последняя мера — стимулирование активности самостоятельной занятости может выступать наиболее эффективной перспективой дальнейшей оптимизации занятости на территории России. Тенденция роста популярности самозанятости среди населения России может быть обусловлена не только личными причинами, но и предпочтениями предприятий страны, которые все чаще используют услуги копирайтеров, маркетологов и программистов со стороны, не нанимая их к себе в штаб. Если анализировать ключевые преимущества самозанятостиа для самих фрилансеров, то на первом месте стоит гибкий график (81 %).

Вопрос тайм-менеджмента жизни каждого человека стоит на критическом уровне [7]. 67 % респондентов считают, что положительной стороной выступает возможность работать дома.

Работая дома, можно устанавливать удобное для себя время, есть возможность переключаться на другие дела и не нужно тратить время на дорогу, что очень важно для каждого человека.

Для того, чтобы урегулировать процесс деятельности самозанятых, 27 ноября 2021 года Президентом РФ был подписан пакет законов о регулировании рынка самозанятых, поскольку уже по состоянию последних лет в России функционирует рынок труда самозанятых из 30 млн человек, 21,7 млн человек из которых совмещают свою самозанятость из постоянным местом работы [6].

Таким образом, основными проблемами оптимизации уровня и структуры эффективности занятости в России является особенность ее экономики, которая включает в себя, как переориентацию отраслей, так и развитие теневого бизнеса. Немаловажную роль играет и структурная безработица, особенность которой заключается в изменении структуры экономики страны, где из-за применения тех или иных инновационных технологий, снижается спрос на рабочую силу определенной трудовой квалификации.

В виду этого, дальнейшие перспективы оптимизации политики занятости населения страны зависят от государственных мероприятий, основными направлениями которых должны выступать стимулирование роста профессиональной квалификации

Проблема занятости населения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В конце января 2017 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 897 тыс. человек, что на 0,3% больше по сравнению с декабрем 2016 г.

и на 11,8% — меньше по сравнению с январем 2016 года. Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в январе 2017 г. составила 47,3%, городских жителей — 63,0%, молодежи до 25 лет — 19,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности, — 23,1%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (9,1%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,6%). В январе 2017 г. это превышение составило 2 раза.

В январе 2017г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,1%, а в связи с увольнением по собственному желанию — 24,4% (в январе 2016 г., соответственно, 20,5% и 24,0%). Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2017 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,4%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,4%) и на третьем Приволжский федеральный округ (5,2%), самый высокий — в СевероКавказском федеральном округе (11,4%) [2]. Данная проблема остается актуальной и главной из причин является отсутствие опыта работы у молодого поколения, вне зависимости от того, снизился данный показатель по сравнению с предыдущим годом.

На начальном этапе своей карьеры выпускник устраивается на такую работу, которая требует в значительной степени более низкого опыта с минимальной заработной платой, что также отпугивает молодое поколение.

Многолетний опыт и практика показывают, что профессия, для которой не особо важно присутствие определенной подготовки и квалификации, имеет огромный спрос.

В центре обсуждения страны должны быть вопросы занятости населения, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы общественной жизнедеятельности [4].

Проблемы занятости в современной России: пять неотложных дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Как и следовало ожидать, безработица распространена среди лиц, не имеющих профессионального образования, ограничившихся общим средним или даже основным образованием. Среди безработных таких 40%. Лица с высшим образованием, специалисты со средним образованием и прошедшие обучение квалифицированные рабочие и служащие составляют по 20% безработных соответственно. Внутри каждой группы безработица также варьирует: среди лиц с высшим образованием безработными являются только 3,5%, со специальным средним — 4,5%, среди квалифицированных рабочих и служащих — 6%.

Так что если мы хотим существенно сократить безработицу, надо значительно расширить профессиональное образование, привлекая лиц с общим средним образованием. Среднее общее образование должны получить подростки, иначе они не будут востребованными кадрами.

Среди них максимальна доля безработных (13,4%), тогда как у лиц, имеющих общее среднее образование, — 8,6%, у лиц, получивших среднее профессиональное образование, — 4,5-6,0%.

Интересно различие по уровню безработицы в зависимости от семейного положения граждан.

Среди семейных доля безработных — 4,0%, среди вдов и вдовцов — 5,0%, среди разведенных — 6,0%, а вот среди холостяков — 11,2%, последние составляют 35,0% всех безработных. Семейная политика, поощряющая вступление в брак и негативно оценивающая холостяцкий образ жизни, возможно, положительно бы повлияла на безработицу.

Это можно сделать в ходе предстоящей налоговой реформы, дифференцировав подоходный налог в зависимости от семейного положения, наличия детей и уровня доходов, как это сделано в других странах с дифференцированным отношением к налогоплательщикам.

В нашей стране и холостяк, и кормилец семьи с тремя детьми платит одинаковый налог, что неправильно и несправедливо, поскольку увеличивает и без того большой процент бедных, малообеспеченных людей, прежде всего членов многодетных семей. По отраслям безработные распределены следующим образом: торговля (656 000), обрабатывающие производства (485 000), строительство (339 000), сельское хозяйство (287 000), транспорт (264 000).

Современные проблемы занятости населения РФ

Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).

+ +