Общественные объединения как субъекты социально политических отношений


Оглавление:

7.4 Общественные объединения как субъекты политической системы общества


Из названных пяти видов только общественные организации основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства. Членами и участниками общественных объединений могут быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица. Создаются общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет).

В зависимости от возраста участников общественные объединения подразделяются на: — детские; — молодежные; — взрослые. Детские организации объединяют детей в возрасте от 8 до 14 лет. Примерами детских общественных объединений могут служить пионерские или скаутские организации. Для членов молодежных организаций установлен возраст 14 – 18 лет.

Для членов молодежных организаций установлен возраст 14 – 18 лет.

Примерами являются молодежные отделения политических партий («Наши», «Молодая гвардия», РКСМ и т.д.).

Закон «Об общественных объединениях» устанавливает, что в постоянно действующем органе детских и молодежных организаций хотя бы одно лицо должно быть совершеннолетним.

В зависимости от территориального масштаба деятельности общественные объединения подразделяются на: — общероссийские; — межрегиональные; — региональные; — местные.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства. Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Эволюция правового положения общественных объединений в Российской Федерации и ее субъектах Текст научной статьи по специальности «Право»

предоставляется только «в соответствии с целями коммунистиче- 13 ского строительства» . Таким образом, конституционно была закреплена руководящая и направляющая роль коммунистической партии в обществе (ст. 6 Конституции СССР), а профессиональные союзы, комсомол и другие общественные организации являлись, по существу, ее составными частями.

В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имели право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Общественным организациям гарантировались условия для успешного выполнения ими своих уставных задач (ст. 51). При этом все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, должны были действовать в рамках Конституции и советских законов (ст.

7). В конце 80-х годов в СССР начался процесс реформ, обозначавшийся многозначным, чрезвычайно емким словом перестройка, которая завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения14. В этот период в СССР действовало значительное количество добровольных обществ, входивших в политическую систему советского общества: профессиональных, кооперативных, молодежных, спортивных, научных и др.

Кроме того, невозможность полноценной реализации политических прав и свобод граждан, нестабильность политической системы, ухудшение экономического положения привели к росту неформальных объединений15, стремящихся к изменению сложившегося положения, возросла политическая активность населения.

Деятельность общественных организаций различных видов была подкреплена появлением нового законодательства, регулирующего правовой статус объединений граждан: Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.

Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

Общественные объединения, являясь полноценными субъектами права, имеют свои особенности правового регулирования в зависимости от организационноправовых форм и видов. Вместе с тем они обладают специальной правоспособностью, т.е.

вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их уставе [11]. Другими словами, условием для их участия в административноправовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Обычно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Правоспособность и дееспособность субъекта административного права изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса.

В свою очередь, правосубъектность включает в себя правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей, и дееспособность — способность своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Как отмечают некоторые исследователи, субъект административного права должен не только обладать дееспособностью и правоспособностью, но и обеспечивать реальность смысла административного управления, обеспечивать соответствующее поведение управляемых участников управленческого процесса посредством выражения воли, мышления, взаимной коммуникации, полномочий.

Таким образом, отсутствие одного из элементов статуса приводит к отсутствию правосубъектности [8]. Кроме того, необходимо отметить, что признание общественных объединений субъектом административного права происходит ввиду распространения на них действия административно-правовых актов. Каждый субъект в силу самого действия законодательных актов, т.

Каждый субъект в силу самого действия законодательных актов, т. е. независимо от участия в тех или иных правоотношениях, обладает правосубъектностью.

Поэтому такая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения граждан, организаций, деятельности соответствующих государственных (муниципальных) органов: она (правосубъектность) служит предпосылкой взаимоотношений

Общественные объединения в политической системе обществ: понятие, признаки, организационно-правовые формы

Пролетарские объединения за счет массовости смогли конкурировать с традиционными политическими группировками. Так, например, в Великобритании с 1830 по 1883 год количество людей, имеющих избирательное право, увеличилось с 200 тысяч до 9 миллионов. В начале XX в. некоторые партии стали слишком массовыми даже с точки зрения современных условий.

В социал-демократической партии Германии насчитывалось около 1 миллиона членов с поддержкой 4,5 миллиона человек. В середине столетия численность участников Коммунистической партии Китая (КПК) достигла 50 миллионов.

В России в дореволюционные годы процесс развития партийности значительно отличался от Европы из-за множества разногласий в вопросах:

  1. формы государственного устройства.
  2. путей общественного развития;
  3. выбора правящей элиты;

Первым российским политическим общественным объединением стала Социал-демократическая рабочая партия.

Более кардинальные отличия в развитии партийной системы имели страны Африки, Азии и Латинской Америки. Они создавались на основе социально-освободительных движений и имели тесную связь с общинными, религиозными и племенными организациями. Самыми известными были национально-демократическая и революционно-демократическая партии.

В станах Запада понятие политических общественных объединений имеет более широкий смысл.

Сюда включаются любые группы людей с общими взглядами, получившие возможность принимать участие в выборах. Первые партии были созданы практически одновременно с избирательным системой и парламентаризмом.

Но их направленность не ограничивается победой на выборах и предполагает более обширную деятельность.

Известные исследователи в области политологии Дж.
Лапарамбара и М. Винер выдвинули идею о том, что партия должна:

  1. иметь неразрывную и постоянную связь с местными и общенациональными органами;
  2. разрабатывать и принимать решения, а не только участвовать в голосовании.
  3. заботиться о своих сторонниках и последователях;

Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

Общественные объединения, являясь полноценными субъектами права, имеют свои особенности правового регулирования в зависимости от организационно-правовых форм и видов.

Вместе с тем они обладают специальной правоспособностью, т.е.

вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их уставе [11]. Другими словами, условием для их участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Обычно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Обычно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности. Правоспособность и дееспособность субъекта административного права изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса.

В свою очередь, правосубъектность включает в себя правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей, и дееспособность — способность своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Как отмечают некоторые исследователи, субъект административного права должен не только обладать дееспособностью и правоспособностью, но и обеспечивать реальность смысла административного управления, обеспечивать соответствующее поведение управляемых участников управленческого процесса посредством выражения воли, мышления, взаимной коммуникации, полномочий.

Таким образом, отсутствие одного из элементов статуса приводит к отсутствию правосубъектности [8]. Кроме того, необходимо отметить, что признание общественных объединений субъектом административного права происходит ввиду распространения на них действия административно-правовых актов. Каждый субъект в силу самого действия законодательных актов, т.

е. независимо от участия в тех или иных правоотношениях, обладает правосубъектностью.

Поэтому такая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения граждан, организаций, деятельности соответствующих государственных (муниципальных) органов: она (правосубъектность) служит предпосылкой взаимоотношений

Общественные организации как субъекты административного права

Орган, который регистрирует общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Рекомендуем прочесть:  Дом под снос пенза

Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Контроль и надзор за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться эпидемиологическими, пожарными, экологическими и другими органами государственного контроля и надзора. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ по решению суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими федеральными законами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в установленных законодательством случаях.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Статьи по теме © 2002-2021 СТУДЕНТ-СЕРВИС.РФ Все права защищены УСЛУГИ ИНФОРМАЦИЯ × —Выберите регион— Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика

Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 342 ББК 67 DOI 10.24411/2073-3313-2019-10094 общественные объединения как субъекты гражданского общества V V _ _ в российской федерации Виталий Сергеевич ГРАЧЕВ, доцент кафедры юридических дисциплин Российского нового университета, кандидат юридических наук Е-mail: Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Аннотация.

Статья посвящена таким субъектам гражданского общества, как общественные объединения.

Дается классификация общественных объединений.

Рассматривается законодательство Российской Федерации, посвященное указанным субъектам. Анализируются политические и социально-экономические общественные объединения.

Исследуется адвокатура. Ключевые слова: гражданское общество, политические партии, общественные организации, профсоюзы, гражданин, государство, адвокатура. Annotation. The article is devoted to such subjects of civil society as public associations. The classification of public associations is given.

The legislation of the Russian Federation devoted to such subjects is considered. Political and socio-economic public associations are analyzed. The bar is investigated. Keywords: civil society, political parties, public organizations, trade unions, citizen, state, advocacy.

К субъектам гражданского общества, по мнению многих исследователей гражданского общества, относятся: добровольные общественные образования, сою-зы, ассоциации, движения, фонды, местное самоуправление, общест-венные организации.

Они создаются непосредственно людьми в целях защиты своих прав и законных интересов независимо от воли государства, но функционируют в соответствии с принципами кон-ституционно-го строя [6]. В Российской Федерации действует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.

(ред. от 20.12.2017 г.). В статье 7 указанного Закона перечислены организационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, об-щест-венные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии [2].

Большинство исследователей справедливо классифицируют общественные объединения на действующие в политической сфере и действующие в социально-экономической и культурной сферах.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.

№ 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.), политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц [4].

Статья 11 Федерального закона

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. ) устанавливает, что

«профсоюзы, их ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019 объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке»

[3].

Общественные объединения, преследующие политические цели, наиболее близки к государственным структурам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государству. В своем политическом содержании государство — это важнейший субъект взаимодействия с гражданским обществом, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование людей.

Для этого в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные, а с учетом качественной характеристики институтов гражданского общества, и дифференцированные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на органы государственной власти.

С учетом этого появляется степень приближенности отдельных видов политических организаций гражданского общества к государству, их влияния на формирование и деятельность государственных органов, что дает право государству посредством законодательства вводить дополнительные, по сравнению с другими общественными объединениями, требования к условиям их создания и функционирования.

Что же касается неполитических объединений людей, действующих, например, в социально-экономической и культурной сферах, то они представлены в виде коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Также, в соответствии с п. 2 ст.

50 ГК РФ,

«юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий»

[1]. Таким образом, к субъектам гражданского общества в социально-экономической и куль- турной сфере мы отнесем все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Вместе с тем иногда в юридической литературе встречаются суждения об условности подобной классификации.

Например, Э.П. Григонис считает, что профессиональные союзы (профсоюзы) как общественная организация одновременно действу-ют как в политической, так и в экономической сфере. Однако нет ни одного случая в России, когда профсоюзы самостоятельно выдвигали бы кандидатов в депутаты или в президенты и т.д.; устраивали политические забастовки. Среди общественных объединений особое место занимает адвокатура, которая законодательно признается важнейшим субъектом гражданского общества.

Это положение закреплено в ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г. (ред. от 29.07.2017 г.), в соответствии с которой

«адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления»

[5].

Библиографический список 1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 03.08.2018 г.) // http:// www.consultant.ru/ 2.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. (ред. от 20.12. 2017 г.) // http://www.consultant.ru/ 3.

Федеральный закон

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

от 12.01.1996 г.

№ 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) // http:// www.consultant.ru/ 4.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.) // http://www.consultant.ru/ 5.

Федеральный закон

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07. 2017 г.) // http://www.consultant.ru/ 6. Калашников C.B. Кон-ституционные основы формирования гражданского общества в Poccrn: Дис.

. д-ра юрид. наук. М., 2001.С. 35. ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

Общественные объединения как субъекты административного права

При этом влияние их может быть весьма существенным (пример). 1.4 Права и обязанности общественных объединений Общественные объединения имеют следующие права: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; — проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; — учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников (других граждан) в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — участвовать в избирательных компаниях и т.д.

Обязанности общественных объединений. — соблюдать законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и другие правовые нормы; — ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; — ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении; — представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения; — допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия; — оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного объединения. 1.5Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений За деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль следующие органы: 1.

Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением законов. 2. Орган, регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль за уставными требованиями.

3. Финансовые органы.

13.4.

Общественные объединения в политической системе обществ

Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций. Именно благодаря поддержке со сторо­ны «Демократической России» на первых выборах Президента России в 1991 г. победу одержал Б. Ельцин. В процессе деятельности первых общественно-политических дви­жений сформировались будущие политические лидеры.

В частности, из «Демократической России» вышли Е. Гайдар, С. Ковалев, Г. Старо­войтова, А. Собчак и др. Важной функцией данных движений является защита граждан от произвола властей («Хельсинкская группа», «Коми­тет солдатских матерей») и работодателей («независимые профсою­зы»), Л.

Даймонд называет их поэтому «практическими лаборатория­ми демократии».

По отношению к политической системе подобные объединения выполняют роль посредников и групп давления. Это особенно прояв­ляется на примере деятельности Союза промышленников и предпри­нимателей А.

Вольского. Сильны позиции в современной России всевозможных экологиче­ских объединений «зеленых». Это и полуэкстремистские «Хранители радуги», «Гринпис» и вполне ангажированные властями региональные движения. Выражая общечеловеческие интересы, «зеленые» не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения («Кедр» А.

Тарасова). Неотъемлемой частью политической системы современного демок­ратического общества являются политические партии. По данным американского политолога К.

Лоусока, в конце 1970-х гг. более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий, а ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к тысяче.

Политическая партия — это весьма формализованная полити­ческая организация со своей структурой (руководящие органы, регио­нальные Отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления опреде­ленной программы, социальных, экономических, политических

Политические партии и общественные объединения как субъекты политической системы.

Из этого не следует, однако, что понятия “право” и “норма права” совпадают.

Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

46. Классификация норм права.Отвечать на данный вопрос следует с определения понятия “норма права” Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: — исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); — общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; — специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности)

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.Право граждан на объединение предусмотрено ст.

30 Конституции: 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.Конституционные положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.В зависимости от организационно-правовых форм различают: 1) общественная организация – основанное на членстве, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение (в том числе политические общественные объединения) – состоящее из участников и не имеющее членства общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели;3) общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение некоммерческого характера, цель которого – в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям общественного объединения;5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.Признаки общественного объединения: добровольность формирования; отсутствие необходимости предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов муниципального самоуправления; возможность регистрироваться и приобретать права юридических лиц (или не регистрироваться); действие от своего имени; не являются коммерческими организациями.Политические партии и политические движения относятся к политическим общественным объединениям, цель которых – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов госвласти и органов муниципального самоуправления.

Осуществляют они это посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов.Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В случае нарушения Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и неустранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего общественное объединение, деятельность общественного объединения приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то общественное объединение может быть приостановлено или ликвидировано (ст.

42, 43, 44 Закона «Об общественных объединениях»).По статусу общественных объединений, вмешательство органов госвласти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. В зависимости от территории охвата общественные объединения бывают: общероссийские – на территории более половины всех субъектов РФ; межрегиональные – на территории менее половины субъектов РФ; региональные – на территории одного субъекта; местные – в пределах территории органа муниципального самоуправления.После принятия решения о создании общественного объединения на съезде (общем собрании) оно считается созданным и приобретает права и обязанности (правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает после его регистрации в органах юстиции).Общественное объединение для осуществления уставных целей имеет следующие права: – хотя общественные объединения и не наделены государственно-властными полномочиями, но могут участвовать в выработке решений органов госвласти и органов муниципального самоуправления;– могут проводить собрания, митинги и т.

д.;– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах госвласти, органах муниципального самоуправления и общественных объединениях;– могут выступать с инициативами по вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы госвласти;– могут участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественных объединений и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).Общественное объединение обязано:– соблюдать законодательство, касающееся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом;– ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать ознакомление с указанным отчетом;– ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности;– представлять этому органу другие сведения.Учредители общественного объединения – физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию или общее собрание), на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионный органы. В состав учредителей таких объединений наряду с физическими лицами могут входить юридические.

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения органы госвласти и органы местного самоуправления.Члены общественного объединения – физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устав оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения для обеспечения их равноправия как членов данного объединения.Участники общественного объединения – это физические и юридические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности.Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть граждане с 18 лет, молодежных – с 14 лет, детских – с 10 лет.

+ +