Ответственность за нарушение принципа конкуренции по 44фз


Ответственность за нарушение принципа конкуренции по 44фз

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации


В отличие от ранее действующего законодательства о государственных закупках действующий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливает прямого запрета «искусственного дробления» контрактов (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). В тоже время, сложившая практика прокурорского надзора и судебная практика показывают, что лица, допускающие данные нарушения могут понести ответственность. Так, Федеральным законом № 44-ФЗ установлен запрет совершения заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В силу ст.ст. 24, 47 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При нарушении данных требований, определение поставщика незаконным способом может быть признано недействительным. Правоотношения в сфере обеспечения конкуренции и недопустимости ее ограничения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ), статьей 16 которого запрещены соглашения между организациями, осуществляющими полномочия органов местного самоуправления, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом, в силу п.18 ст.4 данного закона под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, из указанных положений федерального законодательства следует, что действия заказчика, в результате которых заключено соглашение, имевшее негативные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции являются нарушением антимонопольного законодательства. Как показывает практика прокурорского надзора, государственные и муниципальные заказчики в целях избежания осуществления конкретных процедур заключаются несколько контрактов с единственным поставщиком, цена исполнения каждого из которых составляет менее 100 тыс.руб., а предметом исполнения таких контрактов является выполнение идентичных работ или поставка идентичных товаров, т.е.

товаров которые обладают одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией. В случае осуществления закупки данным образом, доказанности, что предметом нескольких закупок являются идентичные товары и работы, суммарная стоимость которых требует осуществления закупки конкурентным способом, то данные действия заказчика являются незаконными, ограничивающими конкуренцию и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 7.29 КоАП РФ — принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

В чем заключается принцип обеспечения конкуренции

Автор: 23 сентября 2017 Контрактная система должна обеспечивать равные условия для всех поставщиков.

В чем же конкретно это проявляется? На вопрос, что все-таки принцип обеспечения конкуренции означает, ФЗ 44 дает вполне конкретный ответ в . Во-первых, принять участие в государственном тендере могут все желающие, если они отвечают требованиям законодательства.

Во-вторых, предполагается не только соперничество участников закупок по цене, но и .

Наглядно это видно в и , где победитель должен предложить наилучшие условия исполнения контракта.

В-третьих, заказчикам запрещено как-либо необоснованно ограничивать число поставщиков, принимающих участие в тендере.

Возможны только оправданные ограничения, как, например, в закрытых процедурах, в конкурсе с ограниченным участием. Принцип обеспечения конкуренции проявляет себя на разных этапах тендера.

Так, при заказчик не имеет права указывать товарные знаки и т.п., потому что это может привести к ограничению числа участников. Также нельзя устанавливать в закупочной документации требования к квалификации и деловой репутации участника (). Исключения составляют случаи, когда в самом законе установлена такая необходимость.

запрещает вести переговоры заказчиков с участниками до определения победителя закупки, кроме некоторых случаев (например, ).

Причем, при проведении электронного аукциона не допускается вести только те переговоры, которые создают для отдельных участников более выгодные условия, либо появляется риск разглашения конфиденциальных данных. Требование об обязательном контракта, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции.
Требование об обязательном контракта, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции.

Такой дополнительный контроль лишает недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор. Несоблюдение принципа обеспечения конкуренции ведет к нарушению права поставщиков на равный доступ к закупкам, а потому может быть обжаловано в ФАС или в суде.

Причем могут подать не только заинтересованные участники, но и объединения (общественные или юрлиц). Жаловаться можно на:

  1. Документацию.
  2. Действия или бездействия организатора торгов (заказчика, специализированную организацию, уполномоченный орган и т.д.)
  3. Оператора ЭТП при аккредитации.

Сроки подачи и правила составления таких документов указаны в .

При нарушении этих сроков, либо при несогласии подавшего жалобу с решением контрольного органа, можно обратиться в суд с требованием о восстановлении своих прав и/или отмены закупки. Коротко об авторе статьи Наседкина Дарья Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Бесплатно научим выигрывать госконтракты Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов. Подписаться Бесплатно научим выигрывать запросы котировок Всего 4 урока раскроют особенности этой процедуры, научат выбирать выгодные, правильно заполнять заявку и исполнять контракты.

Подписаться © 2020 Подписаться

ДОКЛАД.

Способы осуществления государственных закупок и административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе.

В пункте 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 5 шагов схемы «таран» 1 На первых минутах аукциона два участника сговора поочередно в течение короткого промежутка времени снижает цену до демпинговой (как правило, более чем на 50%).

2 Вследствие низкой цены добросовестные участники аукциона теряют интерес к процедуре. 3 Третий участник сговора на последних секундах аукциона во время переторжки независимо от шага аукциона (регламентируется ч. 12 ст. 68 Закона о контрактной системе) предлагает цену немного ниже последнего ценового предложения не участвовавшего в сговоре участника.

4 При подведении итогов аукциона комиссия отклоняет заявки первых двух участников, т.к. у 1-го и 2-го участников сговора вторые части заявок заведомо не соответствуют требованиям Закона о КС.

5 Третий участник сговора «законно» становится победителем аукциона и с ним заключается контракт по предложенной им максимально возможной цене.

По смыслу приведенных нормативных положений квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий по п.

2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление таких факторов, как:

  1. причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах;
  2. взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.
  3. намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели;
  4. соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга;

Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

При этом не имеют значения обстоятельства, которые привели к возникновению такого умысла, будь то подкуп, угрозы или шантаж либо личная выгода.

В соответствии со ст. 200.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении данного лица должны быть применены такие меры:

  1. штрафные санкции до 1 млн руб., причем штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. устанавливается при причинении убытка государству в особо крупных размерах или при совершении правонарушений группой лиц по предварительному сговору;
  2. заключение на срок до 7 лет (также как дополнительная мера может использоваться запрет занимать определенные должности либо ограничение на возможность осуществлять конкретную деятельность на период до 3 лет).
  3. штрафные санкции в сумме дохода виновного за период до 3 лет, если взыскание неустойки определенной суммы невозможно;
  4. принудительные работы сроком до 5 лет (по решению судебного органа как дополнительная мера может использоваться ограничение занимать конкретные должности либо заниматься конкретной деятельностью на период до 3 лет);

Следует отметить, что уголовная ответственность по 44-ФЗ может применяться не только к должностным лицам заказчика, а и к возможным или действующим исполнителям по договору в случае выявления нарушений законодательства с их стороны. Предусмотрена ли уголовная ответственность за попытку повлиять на заказчика

В ч.

1–3 ст. 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены меры ответственности в отношении лица, осуществившего подкуп заказчика.

Размер штрафных санкций начинается от 300 тыс. руб. Максимально возможное наказание за данное правонарушение – до 8 лет лишения свободы плюс серьезный штраф. Более подробно последствия подкупа заказчика рассмотрим в таблице.

Ответственность за нарушение в сфере закупок

Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.

Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации. Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок. Размер штрафов определяет КоАП. Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ) Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г.
Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ) Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см.

таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки. Таблица 1. Величина штрафа. Административная ответственность применительно к 44-ФЗ Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см.

табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения. Таблица 2. Штрафы. Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс.

рублей Субъект правонарушения Статья КоАП Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч.

для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч.

1, 2, 4 ст.7.29 Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1 Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр.

лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2 Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3 Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30 Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31 Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор

Ограничение конкуренции по 44 ФЗ 2021 г.

Закажите бесплатную консультациюИ мы поможем вам в решении вашего вопроса

3418komdirКонкуренция — это некое соперничество между участниками одного рынка. Действия по ограничению конкуренции относительно торгов могут считаться:

  • урегулирование экономической деятельности;
  • полное согласование действий;
  • картельные сговоры;
  • антикартельные соглашения.

Основными отличиями ограниченной конкуренции в закупках являются следующие составляющие:

  • направленность на итоговый результат закупок;
  • присутствие договоренности

Предоставляем , в самые короткие сроки и по самым выгодным условиям.

Все признаки по ограничению конкуренции можно найти открыв Федеральный закон от 26 июля 2006 года под номером 135 ФЗ. Из самых распространенных признаков можно отметить:

  • наличие отказа участника в самостоятельном принятии участия в торгах;
  • наличие согласованности между участниками закупки;
  • приложение собственных сил на проведение закупки;
  • заключение между сторонами соглашений, которые будут нацелены на создание преимуществ в сторону одного участника;
  • нерегламентированный доступ к защищенным данным (это в основном происходит при наличии сговора между заказчиком и участником закупки);
  • когда происходит нарушение установленного порядка выбора победителя;
  • не подтвержденное доводами отклонение заявок от участников;
  • при установлении требований заказчика, которые выполнить невозможно;
  • когда происходит подготовка закупочной документации под определенного поставщика;
  • при возможности участия в закупкедолжностных лиц заказчика, а также лиц, с которыми имеется конфликт интересов;
  • применение мер по ограничению принятия участия в закупке;
  • при включении в закупку не имеющих связи друг с другом ;
  • и многие другие нарушения.

При выявлении нарушений установленных требований в закупке, происходит признание ее, а также заключенного контракта между сторонами недействительными. Проводим анализ для субъектов малого предпринимательства, оцениваем шансы на победу, уровень существующей конкуренции, подробнее о данной услуге смотрите За нарушение требований установленных законодательством при проведении закупочных процедур может быть назначено наказание на основании ст 14.9 КоАП России.

В соответствии с данной статьей предусматривается назначение ответственности за ограничение конкуренции со стороны органов власти.

В качестве представителей органов может выступать госзаказчик.

При выявлении данного ода нарушений должностное лицо должно будет выплатить штраф в размере до 50 тыс руб. При выявлении повторного нарушения будет выдвинуто более сложное наказание, должностное лицо будет дисквалифицировано от закупок до 3 лет. Ответственность за ограничение конкуренции применяется в соответствии со ст 14.32 КоАП России.

Ответственность за ограничение конкуренции применяется в соответствии со ст 14.32 КоАП России. При обнаружении картельного сговора будет назначаться штраф, который будет составлять взимания половины начальной цены торгов, то есть он будет составлять не меньше 100 тыс руб., если имеются претензии, которые относятся к закупочной документации.

Жалоба может подаваться до завершения подачи заявок на участия.

А срок рассмотрения будет зависеть от содержания претензии, их содержания. При наличии претензий по поводу общей процедуры определения поставщика, то в этом случае в необходимо будет обратиться до момента, когда будет заключен контракт.

Если же контракт заключен, то с жалобой необходимо обращаться в суд. Жалоба может иметь как электронную форму, так и бумажный вид. Жалоба обязательно должна содержать:

  • сведения о заказчике
  • реквизиты и адрес
  • информацию от лица, который обращается, его ФИО, адрес, место проживания
  • сведения о закупочной процедуре
  • суть претензии
  • список документов, которые будут выступать подтверждением найденных нарушений.

Если в течение двух дней не произошло отклонение жалобы, то можно считать, что его начали рассматривать Жалоба может отклоняться, то в случаях ее анонимности и не соответствия закона, а также, если у нее закончен срок действия.

Поделиться:Остались вопросы?Нет, все понятноЛюбое расторжение договора всегда приводит к конфликту, тем более, если оно одностороннее.

Заказчик имеет полное право произвести расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке.

Если опираться на статью номер 44 ФЗ, расторжение договора может быть допущено в таких случаях.

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции. Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции.

Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах.

Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки. Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки. Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом.

Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены. Согласно разъяснениям, содержащимся в (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

и не более 30 000 руб. ч.4.1 ст.7.30 В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб. ч.4.2 ст.7.30 Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ 3 000 руб.

— на должностное лицо ч.2.1 ст.7.30 Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями 10 000 руб. — на должностное лицо ч.7 ст.7.30 Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ 50 000 руб.

— на должностное лицо Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков ч.13 ст.7.30 Не более чем на 2 рабочих дня 3 000 руб. — на должностное лицо ч.14 ст.7.30 более чем на два рабочих дня 30 000 руб.

— на должностное лицо Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока ч.1 ст. 7.31.1 Не более, чем на 3 рабочих дня 5 000 руб. — на должностное лицо; 30 000 руб.

— на юрлицо ч.2 ст. 7.31.1 более, чем на 3 рабочих дня 15 000 руб. — на должностное лицо; 90 000 руб. — на юрлицо Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов ч.1 ст.7.32 При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.

1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо; 1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб.

и не более 300 000 руб. — на юрлицо ч.2 ст.7.32 Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг. На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения ч.3 ст.7.32 Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.

50 000 руб. — на должностное лицо ч.4 ст.7.32 Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. 20 000 руб.

Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ

В один лот включены объекты закупки, не связанные между собой технологически и функционально.

должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 ₽ ч.4.2 ст.7.30 Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ 3 000 ₽ — должностное лицо ч.4 ст.7.29.3 План-график и изменения в нем утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока. 30 000 ₽ — должностное лицо ч.1.5 ст.7.30 Информация о закупке была изменена в плане-графике.

Заказчик не выждал один день с момента изменений и разместил в ЕИС извещение. 30 000 ₽ — должностное лицо ч.1.6 ст.7.30 Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам.

30 000 ₽ — должностное лицо ч.1.7 ст.7.30 Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены.

30 000 ₽ — должностное лицо Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ. По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.

Нарушен установленный документацией порядок:

  1. вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
  2. рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.

ч.2 ст.7.30

  1. для аукциона и конкурса

должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽ ч.6 ст.7.30

  1. для запроса котировок и запроса предложений

должностное лицо — 5% от НМЦК, но не более 30 000 ₽ ч.2.1 ст.7.30 Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями 10 000 ₽ — должностное лицо ч.7 ст.7.30 Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ 50 000 ₽ — должностное лицо ч.8 ст.7.30 Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ.

Нарушен порядок и сроки отмены закупки.

Принцип обеспечения конкуренции: что это и как влияет на закупки по 44-ФЗ

НовичкамАвтор:Полина Гольцова Защита конкуренции по 44-ФЗ — это комплекс мер, обеспечивающих свободное и честное соперничество игроков этого рынка в рамках госзаказа.

Цель таких мер — выявление объективно лучших для заказчика условий исполнения будущего контракта. Суть принципа В соответствии со ст.

8 44-ФЗ, принцип обеспечения конкуренции по 44 ФЗ означает создание такой ситуации, в которой:

  • любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям закона, вправе принять участие в тендере и соперничать на равных с другими участниками;
  • между претендентами разворачивается честное и добросовестное соперничество по ценовым и неценовым критериям. Победителем становится тот, кто предложил объективно наилучшие условия исполнения;
  • не только претенденты, но и заказчики, члены комиссии, операторы площадок ведут себя добросовестно, работают на обеспечение конкуренции при осуществлении закупок и не допускают действий, которые создают приоритетное положение для отдельных участников или, напротив, искусственно выбивают из гонки кого-то из претендентов на контракт.

Как реализуется Закон о контрактной системе описывает, как обеспечивается реализация принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе на разных этапах проведения тендеров. Например:

  • на этапе подготовки тендерной документации заказчики обязаны избегать указания на товарные знаки или включения излишних требований к поставщикам, которые, не будучи необходимыми, искусственно ограничивают спектр участников;
  • в период проведения тендера заказчик стремится к созданию равных условий для всех участников, нарушением принципа обеспечения конкуренции является проведение индивидуальных переговоров с отдельными участниками, а ответы на запросы на разъяснения документации заказчик публикует для всеобщего ознакомления (подробнее: «Запрет переговоров по 44-ФЗ: правила и ответственность»);
  • реализация принципа конкуренции предполагает, 44 ФЗ не допускает необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком. Только в строго оговоренных случаях заказчики вправе заключить контракт без проведения конкурентной процедуры (подробнее: «Когда можно раздробить госзакупку на несколько мелких»).

Остались вопросы? Используйте бесплатно постатейный комментарий 44-ФЗ от экспертов КонсультантПлюс, чтобы не нарушить принцип обеспечения конкуренции.

Что делать при нарушении Органом, который занимается защитой и увеличением конкуренции по 44 ФЗ, является Федеральная антимонопольная служба — при нарушении этого принципа к ней следует обратиться с жалобой.

Подавать жалобу вправе не только сами участники тендера, в котором выявлено нарушение, но и сторонние объединения граждан или компаний. Подробнее:

«Инструкция: как жаловаться на заказчика по 44-ФЗ через сайт ФАС»

. ФАС рассматривает жалобы на:

  • положения документации;
  • действия или бездействия участников, заказчиков, операторов площадок.

Если срок обжалования в ФАС, указанный в ст.

105 44-ФЗ, вышел или если ФАС, на взгляд заявителя, не отнеслось к его жалобе достаточно серьезно и есть необходимость оспорить вынесенное решение, обращаться следует уже в арбитражный суд. Об авторе этой статьи Полина ГольцоваЮрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.

Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС. Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора

  • 2021.08.23Документы заказчикаИнструкция по оформлению приказа о приемке ТРУ по 44-ФЗ
  • 2021.08.17ОбразцыКак составить техническое задание на составление сметной документации
  • 2021.08.13Документы поставщикаКак открыть счет для ИП
  • 2021.08.10Документы заказчикаСоставляем техническое задание на электромонтажные работы

+1 Поделиться: Предыдущая записьЛикбез: разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗСледующая записьМаржинальность в госзакупках: сколько в среднем зарабатывают поставщики по 44-ФЗ 01.09.2021Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 16.06.2021Инструкция по составлению конкурсной документации 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта

Энциклопедия судебной практики. Принцип обеспечения конкуренции (Ст.

8 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

При этом само по себе условие о необходимости сопровождения поставщиком (победителем аукциона) поставляемых медицинских изделий документами, подтверждающими введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации поставляемых товаров непосредственно правообладателем товарного знака, размещенного на товаре, или с его согласия, действующему законодательству не противоречит.

В силу позиции, содержащейся в Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 N 171-О, использование товарного знака путем предложения к продаже (и фактической купли-продажи) товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя, противоречит действующему законодательству и представляет собой нарушение исключительных прав. Во избежание вышеуказанных последствий покупатель вправе не согласиться принять товар, относительно которого он не имеет информации об отсутствии его обременения правами (в данном случае правом на защиту интеллектуальной собственности) третьих лиц. И соответственно вправе потребовать от поставщика исполнения обязанности подтвердить, что передаваемый товар свободен от прав третьих лиц.

Спорное условие проекта контракта предложено на стадии доведения до потенциальных участников торгов документации об аукционе является одинаковым для всех участников и действующему законодательству не противоречит.

+ +