Полномочия минюста рф в сфере нотариата


Оглавление:

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в , определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 , от 29.12.2006 , от 29.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в , утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 , от 29.12.2014 )(см.

текст в предыдущей редакции)Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.

проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 , от 30.03.2015 N 67-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.(в ред. Федерального от 29.12.2006 N 258-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:1) осуждения его за совершение преступления — после вступления приговора в законную силу;2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном порядке;3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;4) признания его банкротом в соответствии с Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).(п.

текст в предыдущей редакции)Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:1) осуждения его за совершение преступления — после вступления приговора в законную силу;2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном порядке;3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;4) признания его банкротом в соответствии с Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).(п.

4 введен Федеральным от 03.08.2018 N 338-ФЗ) передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 , от 29.12.2014 )(см. текст в предыдущей редакции)Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда.

сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.(часть седьмая введена Федеральным от 29.12.2014 N 457-ФЗ) Открыть полный текст документа

Приложение N 1.

Положение об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации

направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, письмо по вопросу представления акта для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации; 15) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством; 16) проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации по поручению Минюста России, Главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации или по собственной инициативе; 17) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; Минюста России от 4 июля 2014 г.

N 156 подпункт 18 изложен в новой редакции 18) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Российской Федерации и (или) федеральному законодательству; 19) проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 20) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

I. Общие положения

1.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации.

Минюст России осуществляет:1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:исполнения уголовных наказаний;регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;адвокатуры;нотариата;государственной регистрации актов гражданского состояния;обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г.

Севастополя, регулируемых Федеральным от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ

«Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «

О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);территориального устройства Российской Федерации;организации местного самоуправления;разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;4) функции по контролю и надзору в сфере:адвокатуры;нотариата;государственной регистрации актов гражданского состояния;5) утратил силу с 5 июля 2021 года.

— Президента РФ от 05.07.2021 N 402.(см. текст в предыдущей редакции)(п. 1 в ред. Президента РФ от 15.12.2016 N 670)(см. текст в предыдущей редакции)2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему России и России.(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 , от 14.07.2008 N 1079)(см.

Указов Президента РФ от 04.03.2008 , от 14.07.2008 N 1079)(см. текст в предыдущей редакции)3. Основными задачами Минюста России являются:1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;3.1) — 4) утратили силу с 5 июля 2021 года.

— Президента РФ от 05.07.2021 N 402;(см. текст в предыдущей редакции)5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;(пп.

5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.5.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.(в ред.

Указов Президента РФ от 29.12.2012 , от 21.12.2013 , от 05.07.2021 )(см. текст в предыдущей редакции)6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.6.1.
Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.6.1.

Утратил силу с 5 июля 2021 года. — Президента РФ от 05.07.2021 N 402.(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Приказ Министерства юстиции РФ от 7 февраля 2020 г.

N 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления»

Должностным лицам местного самоуправления при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в органе местного самоуправления, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после прекращения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных . Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, если иное не установлено Основ.

Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями ( Основ) .

Справки о завещании, удостоверенном должностным лицом местного самоуправления до 01.09.2019, выдаются только после смерти завещателя при представлении свидетельства о смерти. При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.

Суд может освободить должностное лицо местного самоуправления от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. 6. Должностные лица местного самоуправления обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. 7.

Приказ Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г.

N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (с изменениями и дополнениями)

Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа, или протоколе фиксирования информации, или в заявлении.

Пункт 8 изменен с 26 июля 2019 г.

— Минюста России от 5 июля 2019 г. N 134 8. При помещении в дела нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу. При этом нотариальное свидетельствование такой копии не требуется. При помещении в дела нотариуса заявления, подписанного в присутствии нотариуса, на нем делается отметка об установлении личности с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, и подлинности подписи заявителя, полномочий представителя с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия.
При помещении в дела нотариуса заявления, подписанного в присутствии нотариуса, на нем делается отметка об установлении личности с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, и подлинности подписи заявителя, полномочий представителя с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия.

При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи на таком документе не требуется.

Если в делах нотариуса остается документ, составленный не на языке нотариального делопроизводства, к нему прилагается перевод на язык нотариального делопроизводства. 9. В протоколе фиксирования информации указываются: фамилия, имя и отчество (при наличии) нотариуса, дата (число, месяц, год) составления протокола прописью, место совершения нотариального действия и сведения, позволяющие установить нотариальное действие, для совершения которого фиксируется информация, например: наименование нотариального действия, сведения о заявителях или наследодателе, описание информации, которая подлежала фиксированию при совершении нотариального действия. Протокол фиксирования информации составляется в одном экземпляре, подписывается нотариусом, а в случае фиксирования информации, полученной из объяснений заявителя, открытой информации, необходимой для удостоверения сделок, протокол подписывается также заявителем (рукоприкладчиком, переводчиком) и приобщается к экземпляру нотариального документа, хранящемуся в делах нотариуса.

III. Объем информации о физических лицах, их представителях и порядок ее фиксирования 10.

Статья 25. Полномочия нотариальной палаты

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Полномочия нотариальной палаты определяются настоящими Основами, а также ее уставом.Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; ежегодно устанавливает обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещает на официальном сайте нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера; определяет перечень поселений или населенных пунктов, входящих в состав нотариального округа, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий; по мере необходимости, но не реже двух раз в год утверждает график приема населения в указанных поселениях или населенных пунктах и незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента его утверждения доводит указанный график приема населения до сведения соответствующего должностного лица местного самоуправления и территориального органа юстиции; обеспечивает соблюдение нотариусами указанного графика приема населения.(в ред.

Федеральных законов от 03.07.2016 , от 26.07.2019 )(см. текст в предыдущей редакции)Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.(в ред. Федерального от 29.12.2006 N 258-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа

Приложение. Положение о Министерстве юстиции РФ

Организует материально-техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства; организует и финансирует научные исследования в порученной ему сфере деятельности; участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации; организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации; представляет в установленном порядке согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет соответствующие переговоры.

Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями.

Организует выполнение договоров о правовой помощи, а также других международных договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации; организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств — участников Содружества Независимых Государств; анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности; осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции. 7. Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе: запрашивать в порядке, установленном законодательством, у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимые информацию, документы и материалы; привлекать в установленном порядке для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, создавать временные творческие коллективы, использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;

Приложение N 1. Положение о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации

направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, письмо по вопросу представления акта для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации; 16) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Российской Федерации и (или) федеральному законодательству мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством; 17) проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, по поручению Минюста России, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или по собственной инициативе; поручает территориальным органам Минюста России проведение повторных экспертиз нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 18) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 19) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации; 20) проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; Минюста России от 4 июля 2014 г.

N 156 подпункт 21 изложен в новой редакции 21) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Российской Федерации и (или) федеральному законодательству;

Приказ Минюста России от 30.08.2017 N 156 (ред. от 30.09.2020) Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (вместе с Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утв.

решением Правления ФНП от 28.08.2017 N 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2017 N 48092)

При помещении в дела нотариуса копии документа на ней делается отметка о соответствии ее оригиналу.

При этом нотариальное свидетельствование такой копии не требуется.При помещении в дела нотариуса заявления, подписанного в присутствии нотариуса, на нем делается отметка об установлении личности с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, и подлинности подписи заявителя, полномочий представителя с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия.

При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи на таком документе не требуется.Если в делах нотариуса остается документ, составленный не на языке нотариального делопроизводства, к нему прилагается перевод на язык нотариального делопроизводства.9. В протоколе фиксирования информации указываются: фамилия, имя и отчество (при наличии) нотариуса, дата (число, месяц, год) составления протокола прописью, место совершения нотариального действия и сведения, позволяющие установить нотариальное действие, для совершения которого фиксируется информация, например: наименование нотариального действия, сведения о заявителях или наследодателе, описание информации, которая подлежала фиксированию при совершении нотариального действия.Протокол фиксирования информации составляется в одном экземпляре, подписывается нотариусом, а в случае фиксирования информации, полученной из объяснений заявителя, открытой информации, необходимой для удостоверения сделок, протокол подписывается также заявителем (рукоприкладчиком, переводчиком) и приобщается к экземпляру нотариального документа, хранящемуся в делах нотариуса.III.

Объем информации о физических лицах, их представителяхи порядок ее фиксирования10. Информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 16 апреля 2014 г.

N 78 г. Москва «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»

7. Организационно-распорядительные документы нотариуса имеют следующие реквизиты: наименование нотариальной палаты (на документах нотариусов, занимающихся частной практикой); наименование нотариального округа или государственной нотариальной конторы; должность, фамилия, имя, отчество нотариуса; дата и номер приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса; вид документа (приказ, распоряжение и т.д.); наименование документа; дата; регистрационный номер; место составления; текст документа; подпись нотариуса; оттиск печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. 8. Текст организационно-распорядительного документа может подразделяться на констатирующую (преамбулу) и распорядительную части.

Преамбула составляется, если предписываемые действия нуждаются в обосновании и разъяснении.

9. Организационно-распорядительные документы регистрируются в журнале регистрации организационно-распорядительных документов (приложение N 1). 10. Подлинники организационно-распорядительных документов помещаются в соответствующие номенклатурные дела нотариуса. Оформление реквизитов документов 11.

Документы, исходящие от нотариуса, не связанные с документальным оформлением нотариального действия (запросы, ответы на запросы, поступившие нотариусу; извещения, письма нотариуса; информационные сообщения в нотариальные палаты; сопроводительные записки к статистическим отчетам; уведомления; справки и другие аналогичные документы), оформляются в соответствии с настоящей главой.

+ +