Приватизация и национализация как рычаги управления государственной и муниципальной собственностью


Оглавление:

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;(в ред.

Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;(пп. 1.1 введен Федеральным от 11.07.2011 N 201-ФЗ)2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;(в ред.

Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;(в ред.

Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)6) утратил силу.

— Федеральный от 29.06.2015 N 180-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;(в ред. Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.(в ред.

Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.(в ред.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.(в ред. Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.(в ред.

Федерального от 03.07.2016 N 265-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В случае, если определенный в соответствии со настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.(в ред. Федерального от 29.06.2015 N 180-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)(п.

2 в ред. Федерального от 11.07.2011 N 201-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3 — 4. Утратили силу. — Федеральный от 31.05.2010 N 106-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Открыть полный текст документа

Энциклопедия решений.

Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация

Продажа государственного и муниципального имущества, приватизация Особенности отчуждения имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям (, ГК РФ), устанавливаются законами о приватизации государственного и муниципального имущества ( ГК РФ). В настоящее время такие особенности предусмотрены, в первую очередь, от 21.12.2001 N 178-ФЗ

«О приватизации государственного и муниципального имущества»

(далее — Закон о приватизации) и принятыми в соответствии с ним ( этого закона) законами субъектов РФ о приватизации. Порядок отчуждения из государственной (муниципальной) собственности земельных участков установлен ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Приватизация жилых помещений осуществляется с соблюдением требований РФ от 04.07.1991 N 1541-I

«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

, а особенности приобретения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, предусмотрены от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Для ряда случаев особенности отчуждения имущества из государственной и муниципальной собственности устанавливаются иными нормативными актами.

В части, не урегулированной специальными нормами законодательства о приватизации, к отношениям, связанным с отчуждением государственного и муниципального имущества, применяются соответствующие положения ГК РФ ( Закона о приватизации, ГК РФ). В целях применения Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц ( указанного закона).

Установленные Законом о приватизации правила применяются не во всех случаях отчуждения имущества из государственной (муниципальной) собственности. В частности, предусмотренный Законом о приватизации порядок не применяется при отчуждении имущества, перечисленного в этого закона.

Так, например, действие закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении ( Закона о приватизации).

Обратим внимание, что первоначальное значение понятия «приватизация» — это отчуждение (как возмездное, так и безвозмездное) государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Закон о приватизации определяет порядок приватизации лишь для определенных случаев.

Если соответствующие отношения регулируются именно Законом о приватизации, то приватизация может осуществляться только способами, предусмотренными этого закона. В случае же, например, продажи имущества, включенного в перечень, предусмотренный Закона о приватизации, указанное ограничение не применяется (при этом такая продажа представляет собой не что иное как приватизацию).
В случае же, например, продажи имущества, включенного в перечень, предусмотренный Закона о приватизации, указанное ограничение не применяется (при этом такая продажа представляет собой не что иное как приватизацию). То же самое касается случаев, когда при отчуждении государственного (муниципального) имущества должны соблюдаться правила, предусмотренные специальными по отношению к Закону о приватизации нормами о преимущественном праве покупки доли в праве общей собственности ( ГК РФ, постановления ФАС Уральского округа , АС Волго-Вятского округа ).

Темы См. также Формы документов Практические ситуации Построить список Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении.

Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности Материал приводится по состоянию на апрель 2022 г.

См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений.

Договоры и иные сделки При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю.

Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н.

Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю.

Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др. 28 августа 2022 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Приватизация и национализация государственного имущества

Они потребляются коллективно, сообща и даже вопреки желанию отдельно взятого человека, индивидуальные потребности в них выделить невозможно.

Кроме того, потребление об­щественных товаров (благ) равно предложению, а цена равна сумме на­логов, поступающих в государственный бюджет. Это общественный товар, его предложение и сбалансированность может обеспечить толь­ко государство.

Невысокое государственное потребление — признак слабости государства, его неспособности выполнять элементарные функции. Во-вторых, при отсутствии государственной собственности власть становится вассалом крупных олигархов, которые получают возможность оказывать влияние на формирование органов власти в своих интересах. Обеспечить же финансовую мощь без собственных средств производства может лишь очень сильная государственная власть.

В-третьих, объекты государственной собственности являются сим­волами нации, гарантией справедливости, отсутствия социальной розни, дискриминации. Без них нарушается гражданское самосозна­ние и согласие в обществе.

Не следует забывать, что социальное са­мочувствие служит основным барометром государственной политики и власть не может долго игнорировать его показатели.

Приватизация с самого начала преследовала идеологические цели, которые в целом и были достигнуты: производство разгосударствлено; каждый почувствовал себя владельцем кусочка государственной собст­венности (ваучера); советский менеджмент перешел на сторону капи­тализма.

Выросшие на этой почве новые собственники не стали эф­фективными (такое требование к ним и не предъявляется), хотя про­дают продукцию по мировым ценам, а труд наемных работников оп­лачивается не по мировым ставкам.

Органом исполнительной власти, координирующим деятельность иных органов в сфере использования и распоряжения федеральной собственностью, является Федеральное агентство по управлению фе­деральным имуществом (Росимущество), которое: • проводит единую государственную политику в области имуще­ственных отношений; • управляет и распоряжается

Приватизации и национализации как экономическая активизация.

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную. Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Национализация служит инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды её развития. Разновидностью национализации является деприватизация, т.е.

обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Цели национализации q Сохранение предприятий производственной и социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения государственной безопасности страны ил необходимых обществу (оборона); q Обеспечение экологической безопасности; q Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий; q Осуществление структурной перестройки народного хозяйства; q Пресечение незаконного перевода прибыли за границу.

Основания для национализации • Угроза экономической и государственной безопасности страны; • Банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы; • Изменение профиля приватизированных предприятий; • Занижение стоимости приватизированного имущества или продажа государственных пакетов акций частным собственникам по ценам ниже их реальной стоимости; • Нарушение законодательства страны.

Варианты национализации 1. Принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны (ст. 239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.
239-243, 306 ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры.

2. Добровольный, по инициативе граждан и юридических лиц, являющихся собственниками имущества. Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную. Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам.

Единого опыта и единых программ приватизации в мире нет. Приватизация в России До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2. 1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г.

– «ваучерная приватизация». 2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г.

№ 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Жёсткое административное централизованное регулирование.

• Преимущественно технологический, а не экономический характер приватизации. • Широкое привлечение население и персонала предприятий к процессу приватизации. • Условная, заниженная оценка стоимости активов предприятий.

• Отсутствие экономической ответственности Гскомимущества РФ и комитетов по управлению имуществом за результаты приватизации. • Сжатые директивные сроки проведения широкомасштабных программ приватизации по всей России без учёта специфики регионов, стадии их готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ • Приватизация а развитых странах происходила в условиях, когда экономика находится на подъёме.

В России приватизация проходила в условиях экономического спада. • Одной из основных целей приватизации является повышение эффективности экономики в целом и частного сектора в частности. В России в результате приватизации эффективность производства резко не выросла.

• Приватизация должна вести к росту уровня социальной защиты населения.

В России – к резкому социальному расслоению общества. • Приватизация должна создать условия для эффективного мотивационного механизма производительного труда. В России мотивация к производству в результате приватизации снизилась.

• Приватизация должна создать условия для привлечения эффективного иностранного инвестора, а он не всегда идёт с желанием на частные российские предприятия. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ • Безвозмездная раздача акций АО • Продажа акций АО • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных аукционах • Продажа предприятий на коммерческих и инвестиционных конкурсах • Выкупы арендуемых предприятий • Реорганизация колхозов и совхозов путём создания фермерских хозяйств, их ассоциаций, производственных кооперативов и других формирований • Преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной собственности • Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал компании • Отчуждение находящегося в государственной и муниципальной собственности пакета акций, созданных в процессе приватизации ОАО, владельцами государственных, муниципальных ценных бумаг. ИТОГИ РОССИЙСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ 1.

Ваучерная приватизация носила политический характер и не имела формы эффективного социально – экономического процесса.

Она привела к сосредоточению ваучеров в руках узкого слоя населения, которому собственность фактически досталась бесплатно. При этом перепродажа ваучеров усилила инфляцию 2. Не был решён вопрос с трансформацией приватизированных предприятий в форму хозяйств предпринимательского типа.

Но было потеряно управление государственными предприятиями, т.е.

произошло ослабление государственности в РФ. 3. В условиях, когда контрольный пакет акций в большинстве случаев передан в руки работников, мог быть потерян реальный собственник, умеющий управлять. 4. Слабая ориентация на своеобразие регионов, отраслей, местных условий, специфику предприятий приводит к целому ряду экономических и социальных противоречий между регионами и центром, между отраслями и предприятиями.

5. Приватизация не связана с другими элементами реформы, т.е. созданием рыночной инфраструктуры, формированием экономического механизма и свободы предпринимательства.

Понятие и способы приватизации государственного и муниципально го имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

2 ст.

8 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На регулирование отношений приватизации направлены также ст. ст. 9, 71, 72, 76 Конституции РФ. 2. Федеральные конституционные законы. В соответствии Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.
В соответствии Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[10], Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, рассматривает проекты программ приватизации федеральной собственности.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации[11]. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Конституционный Суд РФ указал, что нормы ГК РФ применяются субсидиарно к федеральным законам о приватизации [12].

4. Федеральные законы. Закон о приватизации 2001 г. установил, что в части норм о приватизации государственного и муниципального имущества он имеет большую юридическую силу, чем иные федеральные законы, образующие законодательство Российской Федерации о приватизации. В случае отсутствия соответствующих норм Закона о приватизации 2001 г.

при отчуждении государственного и муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства (п.

4 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г.). Кроме того, следует иметь ввиду, что отношения, возникающие при отчуждении объектов указанных в п.2 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г.

регулируются иными федеральными законами. Так, в качестве таковых могут быть названы Закон о приватизации жилищного фонда[13]- в отношении отчуждения государственного и муниципального жилищного фонда, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.

№ 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»[14]- в отношении отчуждения государственного резерва и другие законы. 5. Иные

Процессы приватизации и национализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Представители политической партии КПРФ внесли данный законопроект на рассмотрение в Государственную Думу России, однако, Президент страны высказался отрицательно по отношению к данной идеи, ведь одними из потенциальных объектов национализации выступали нефтяные компании. Причиной отсутствия процессов национализации в России является и прошлый советский опыт, который сохраняется в менталитете наших граждан.

Многие россияне, включая предпринимателей и инвесторов помнят период, когда государство на конституционных правах проводила национализацию частных предприятий. Исходя из этого, национализация в России — далекая перспектива, развитие которой ждать не стоит.

К тому же, учитывая тот уровень экономической и финансовой устойчивости, Библиографический список 1. Дзуцева Г.Н., Халява А.И. Приватизация в России как важнейший этап перехода к рыночной экономике // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар.

науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017.

— С. 3-5. 2. Яковлева Е.В. Некоторые проблемы приватизации в России // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 4. — [Электронный ресурс]. — Режим дсоупа: http://human.snauka.ru/2014/04/6570 (дата обращения: 04.06.2019).

3. Щеколдина О.А. К вопросу о правонарушениях в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLШ междунар. студ.

науч.-практ. конф. № 8 (43). 4. Родичкин М.С. Приватизация в России, ее положительные и отрицательные стороны // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр.

сб. ст. по мат. ХЬУТ междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6 (46).

которую достигли крупнейшие корпорации страны, ранее прошедшие процесс приватизации, говорят нам о том, что процессы национализации не имеют необходимости в своем проведении. PRIVATIZATION AND NATIONALIZATION PROCESSES A.D. Shmatko, doctor of economic sciences, professor A.V.

Kislenko, master M. P. Akulin, master L.A.

К вопросу о понятии приватизации государственного и муниципального имущества

[10, с.

8] Аналогичного мнения придерживается А.

В. Пащенко. Согласно его точке зрения, доктринальные определения приватизации в ряде случаев могут несколько отличаться от законодательно закрепленных дефиниций. Некоторые российские и зарубежные ученые, определяя приватизацию, понимают под ней не только сам процесс передачи публичного имущества, но и осуществление комплекса мероприятий по сокращению влияния госсектора и соответственно — по укреплению позиций частного сектора в экономике и активизации предпринимательской деятельности в стране.

[11, с. 15,16] И. С. Комарицкий же определяет приватизацию как

«правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество»

. [9, с. 7] Некоторые рассматривают приватизацию государственного и муниципального имущества как особый вид управленческой деятельности, совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. [4, с. 69] Представляется, что понятие приватизации включает в себя лишь общественные отношения, носящие возмездный характер, при которых в качестве основания приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами необходимо рассматривать так называемую сделку приватизации.

Понимание приватизации существует в широком и узком смысле.

А. В. Кашанин понимает приватизацию в широком смысле как сокращение сферы влиянии государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки.

[8, с. 120] В. А. Виноградов и С.

Я. Веселовский под приватизацией в широком смысле понимают

«происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта»

.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,931

Главной целью реформирования в этом случае объявляется необходимость обеспечения определенного уровня занятости и улучшение условий труда в условиях экономического кризиса [2].

В-третьих, существуют теории, исследующие решения правительства о переводе частных предприятий в государственную собственность и наоборот по экономическим причинам: для корректировки рыночной недостаточности, необходимости стимулирования экономического роста, роста эффективности экономики и др.

[3; 4; 9; 10]. В последнее время в ряде исследований приватизацию пытаются объяснить движением к жестким бюджетным ограничениям и потребностям государственного финансирования [5].

Однако этот подход сталкивается с рядом проблем.

Связывая изменение режима собственности со стремлением государства получить дополнительные доходы или понести дополнительные расходы, невозможно понять, почему вместо этого государство просто не увеличит/уменьшит налоги или выпуск облигаций? Необходимо более точно определить условия, в которых правительство инициирует национализацию или приватизацию. Теория жестких бюджетных ограничений также подразумевает, что государство продает свои фирмы, потому что финансовые рынки благоприятны и продажа государственного имущества принесет значительные доходы.

Но тогда логично предположить, что и частные инвесторы также должны быть заинтересованы в продаже своих акций, а не в покупке дополнительных в еще большем объеме. Таким образом, сделка по обмену правами собственности не может состояться. То же самое верно, когда рынок является недооцененным.

В этом случае государственные и частные субъекты будут выступать в роли покупателя, и, таким образом, никакой обмен правами собственности не состоится. Нет никакой явной причины, объясняющей, почему государство должно систематически выигрывать у частных инвесторов на фондовом рынке и наоборот.

В целом все перечисленные теории сосредоточены только на исследовании поведения государства и его главной действующей роли в инициировании приватизации/национализации.

Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом Текст научной статьи по специальности «Право»

Однако эта задача так и не была достигнута. В частности, Н. Петраков, анализируя последствия ваучерной приватизации, отмечает: «Первая 5 Андрефф В.

Указ. соч. С. 60. странность этой бумаги (ваучера) заключалась в том, что, будучи выданной государством и под гарантии государственной собственности, она не принималась этим государством к оплате, то есть не обменивалась по номиналу на рубли. Вторая странность ваучера состояла в том, что его можно было обменять на акции только строго ограниченного круга предприятий. При этом государство не обеспечивало своих граждан информацией об экономическом положении приватизируемых предприятий»6.

Ваучерная приватизация осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914

«О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации»

, срок которой истекал 30 июня 1994 г.7 Некоторые ваучерные аукционы были проведены с нарушением действовавшего законодательства РФ.

Скажем, ВАЗ самостоятельно организовал аукцион по продаже своих акций.

«Газпром» позволил участвовать в аукционе только индивидуальным инвесторам, исключив тем самым зарубежных инвесторов и профессиональных игроков.

Цена акций на аукционах была сильно занижена. В большинстве приватизированных фирм ваучер конвертировался в акции на сумму 20 долл., так что совокупная стоимость российской промышленности составила менее 12 млрд долл., а это меньше капитализации одной американской фирмы8. Отмеченные аспекты касаются прежде всего федерального уровня.

Однако процесс приватизации активно развивался и на уровне 6 Петраков Н.

Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике / / Проблемы теории и практики управления.

2005. № 2. С. 16. 7 См.: Ведомости РФ.

1992. № 35. Ст. 2001. 8 См.: Boyeko M., Shleifer A., Vishny R.

Privatizing Russia. Cambridge. Mass. The MIT Press, 1995. субъектов РФ и муниципальных образований.

Следует указать, что приватизация в субъектах РФ была юридически связана с федеральным законодательством, которое в свою очередь не учитывало специфику субъектов РФ.

Национализация и приватизация

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов.

Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности. Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы.

Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.

Определение 1 Национализацией называется процесс передачи частных объектов в собственность государства или органов муниципальной власти. Иными словами, национализацией называется совокупность процессов отчуждения имущества частных лиц в собственность государства или местного самоуправления на основе специальных законодательных актов. Национализация осуществляется в отношении предприятий и отраслей, которые требуют значительных объемов вложений.

Особенно важно, если данные вложения будут носить долгосрочный характер. Частному предпринимателю более выгодно делать краткосрочные быстро окупаемые инвестиции. А некоторые вложения просто не предполагают получения какой-либо прибыли (вложения в строительство очистных сооружений и в дело охраны природы).

В мировой практике национализируются предприятия, которые пострадали от мирового кризиса и стали нерентабельными или предприятия, находящиеся на грани банкротства. Этот процесс получил развитие в странах Европы после Второй мировой войны и продолжается в настоящее время.

Порядок процесса национализации определяется действующим государственным законодательством. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

  • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
  • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
  • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
  • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).

Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства.

Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.

Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц.

Проводится национализация несколькими вариантами.

Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов). К целям национализации можно отнести еще следующее:

  • стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
  • необходимость обеспечения экологической безопасности;
  • стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
  • обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
  • пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).

Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы.

С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие. Определение 2 Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

Определение 3 Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности. Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности.

Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.Проведение приватизации возможно несколькими путями.

Наиболее распространенными из них являются:

  • преобразование государственного предприятия в акционерного общества с последующим безвозмездным распространением акций (как правило – среди самих сотрудников данного предприятия);
  • реализация акций на открытых торгах;
  • реализация предприятия на аукционах и конкурсах;
  • приобретение арендуемых объектов (выкуп);
  • распаевка имущества и реорганизация предприятий колхозно-кооперативного типа (колхозов, совхозов, артелей);

В ходе приватизации должны соблюдаться некоторые важные принципы. В ходе приватизации должны сочетаться как безвозмездная, так и платная передача государственной собственности.

Важным принципом должен быть принцип равенства граждан на получение своей доли собственности.

Приоритетом должны обладать члены трудового коллектива. Приватизация должна проводиться гласно и открыто.

+ +