Расчет по нормам и фактическому расходу гсм


Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу


Важное 30 апреля 2020 г. 13:27 ИА По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: С учетом сложившейся практики, в настоящее время организация может как руководствоваться нормами, определенные Минтрансом России, так и разработать свои или учитывать расходы на ГСМ в размере фактических затрат.

Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, придерживаясь принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Обоснование позиции: Для целей налогообложения прибыли в соответствии с НК РФ в расходы на приобретение ГСМ (любые виды топлива, а также масла и смазки) могут учитываться одним из способов:

  • в составе материальных расходов (на основании НК РФ);
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта ( НК РФ).

На основании НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Также данным подпунктом установлено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Таким образом, НК РФ не предусмотрены нормы для расходов на ГСМ, нормируются только расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.

Для указанных расходов также не установлены особенные правила определения их обоснованности, действуют общие правила НК РФ, т.е.

расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Несмотря на вышеуказанные положения, ранее Минфин России придерживался такой позиции, что обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм ( Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57), а в отношении автомобилей, для которых нормы не утверждены, налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля ( Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15).

При этом ведомство ссылалось на базовые нормы расхода ГСМ, установленные Методическими рекомендациями (далее — Рекомендации), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в Рекомендациях указано, что они предназначены, кроме прочего, «для расчетов по налогообложению предприятий».

Рекомендации были разосланы ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 нижестоящим налоговым органам для руководства в работе. Уже с 2013 года ведомство стало изменять позицию и говорить о том, что учет норм это право, а не обязанность налогоплательщика ( Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 N ).

В более поздних Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.11.2019 N , от 22.03.2019 N также разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать указанные нормы, а также что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов ( Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049). В ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 и ряде постановлений ФАС различных округов судьи также указывали, что рассматриваемые рекомендации не носят обязательного характера, и при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ в полном объеме.

Таким образом организация может руководствоваться нормами, определенными Минтрансом России, а для транспортных средств, которых нет в указанном акте, разработать и утвердить свои, исходя из технической документации или исходя из ответа на запрос в адрес завода-изготовителя или специализированного учреждения (первый вариант). Если организация превышает данные нормы (например, автотранспорт серьезно изношен), то возможно разработать и утвердить свои повышенные нормы расхода, обосновав их, например, заключением станции технического обслуживания, актом контрольного замера расхода ГСМ, на предприятии может быть создана комиссия, которая опытным путем установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в соответствующем акте (второй вариант).

По мнению Минфина России, нормирование подтверждает экономическую обоснованность расходов ( Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 может подтверждать и от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 подтверждает). Либо организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат (третий вариант), при этом необходимо регулярно отслеживать мнение контролирующих органов. Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, учитывая положения НК РФ о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, и порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами: — .

Учет расходов на содержание служебного транспорта; — . Учет горюче-смазочных материалов; — . Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли); — Вопрос: Организация приобрела новый автомобиль Audi A6 C7 S tronic quattro 2.0.

Модель двигателя — CYP 006065.

Число и расположение цилиндров в соответствии с техническими характеристиками автомобиля — 4L, мощность двигателя — 249 л.с. Какова норма расхода топлива у этого автомобиля (для целей налогообложения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.) — Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В.

(ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.) — Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В.

Анищенко, журнал «Библиотечка «Российской газеты», выпуск 6, март 2019 г.); — Крутякова Т.Л.

Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). — «Издательство АйСи», 2019 г.; Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ (Г. Сазонова, «Упрощенка», N 6, июнь 2013 г.).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Артюхина Татьяна Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ , член РСА Мельникова Елена 7 февраля 2020 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Примеры расчета нормативного расхода топлива

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей.

Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.Исходные данные:базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет = 27,7 л/100 км;норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т · км;масса снаряженного самосвального прицепа = 4,5 т;норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет: л/100 км Нормативный расход топлива составляет: л 12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс.

человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.Исходные данные:базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет = 10,8 л/100 км;надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%; надбавка за работу с частыми технологическими остановками — D = 10%; надбавка за работу без учета веса перевозимого груза — D = 10%.Нормативный расход топлива составляет: л Открыть полный текст документа

Акт контрольного замера расхода топлива

18334 составляется в случае необходимости точного отражения количества ГСМ, которое тратится конкретной машиной в реальных условиях.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ Если на балансе организации числится легковой или грузовой автомобиль, использующий какой-либо вид топлива, то для оптимизации деятельности компании руководитель и другие ответственные лица должны быть в курсе, сколько тратится ГСМ на километр пробега. В противном случае создаются благоприятные условия для мошеннических действий нанятых водителей. Этот акт – отправная точка или проверка на честность работника.

В любом случае такой замер – гарантия честной работы, со знанием реальных цифр о затратах.

Также знание этих цифр позволяет более рационально расходовать ресурсы организации, не допускать перерасхода. Если компании начисляется налог на прибыль, то расчет расхода топлива будет важной вехой в обосновании компенсации с этого налога.

В логистических организациях рекомендуется проводить замер всех вновь поступивших в ее ведение автомобилей, особенно если транспортное средство уже имеет пробег. Для того чтобы организовать замер и оформить документ должным образом, нужно сформировать комиссию.

В нее должны входить не менее трех не заинтересованных в исходе дела лиц.

Это может быть экономист, директор, бухгалтер, водитель, секретарь и пр. Помимо этого, желательно подтверждение их квалификации. Инженерное, экономическое образование – важный фактор, который придает дополнительную юридическую значимость документу.

Все члены комиссии в конце замеров ставят свои подписи в акте.

В правом верхнем углу обычно размещается резолюция руководителя учреждения. Утверждение происходит после проведения основных работ по замеру топлива. Далее он заносится в реестр. Ниже, посередине строки, располагается наименование документа, вид топлива и марка машины, на которой проводятся испытания.

Потом следует заполнить информацию о составе комиссии.

В нее в обязательном порядке должен входить водитель, а также минимум два незаинтересованных лица. Допускается пригласить сотрудников организации, руководителя (так чаще всего и поступают). Важно! Данные должны быть точными и информативными. На каждого члена комиссии прописываются полное ФИО и занимаемая должность.
На каждого члена комиссии прописываются полное ФИО и занимаемая должность.

Потом идет описание процесса составления.

Заполняется дата составления акта, марка и номер машины, продолжительность и расстояние, маршрут, по которому предстоит двигаться. Внимание! Стоит учитывать, что расход может быть разный в пределах городской черты и за городом.

Обычно второй показатель ниже, так как при загородной езде не светофоров, пробок, лучше качество дорог и пр. Таким образом, имеет смысл составить два отдельных акта контрольного замера расхода топлива: для движения по городу и вне его. Так будущие расчеты расхода ГСМ будет делать проще, с учетом локализации передвижения.

Также обязательно прописывается в документе:

  • сколько было топлива внутри транспортного средства на начало процесса, какого типа и марки оно было;
  • сколько осталось в баке бензина (или другого ГСМ) на окончание процесса замера;
  • была ли осуществлена дозаправка или сливание топлива (если нет – указать этот момент в документе);
  • итоговые затраты ГСМ в литрах или другой единице измерения;
  • детализация начальных и конечных показателей спидометра (в километрах);
  • сколько км составил пробег в течение всего замера;
  • указывается расход, высчитываемый путем деления количества горючего на километры, – рассчитывается также общий расход на 100 км.

Важный нюанс! Все числовые данные в бумаге прописываются как цифрами, так и прописью.

В конце документа должны стоять подписи всех членов комиссии.

Если член комиссии не согласен с какой-либо информацией, содержащейся в акте, то он выражает его после постановки подписи, припиской в конце. Когда акт полностью оформлен, он утверждается отдельным приказом руководителя компании. Для каждого автомобильного и любого иного вида транспорта существуют общепринятые нормы расхода топлива.

Все они приведены в Распоряжении Минтранса АМ-23-р от 14 марта 2008 года.

Также существуют методические рекомендации в этом отношении. Расчет расхода топлива в теории рекомендуют высчитывать по формуле.
В состав последней входит:

  • базовые нормы расхода ГСМ для конкретной модели и марки, они берутся из текста бумаги и неизменяемы;
  • значение пробега автомобиля, регистрируемое на начала проведения замера;
  • поправочный коэффициент – этот параметр подбирается индивидуально, он учитывает состояние дорог, условия эксплуатации типа времени года и высотой поверхности над уровнем моря и некоторые другие поддающееся измерению характеристики пр.

Важно! Методические рекомендации – это не панацея.

Невозможно учесть абсолютно все, что происходит с транспортным средством, и все условия, влияющие на качество и количество топлива (чаще всего-бензина). Каждая организация вправе установить собственные нормы расхода, исходя из конкретной ситуации, при которой топливо расходуется. Но нельзя делать это безосновательно.

Но нельзя делать это безосновательно. Именно для формирования отчетности и закрепления существующих нормативов и существует описываемый акт. Если компании придется иметь дело с судебной инстанцией, то документ будет служить доказательством утверждения собственных, индивидуальных нормативов расходования.

Цифры, приводимые в акте, могут быть различны. Причины этого в:

  • разном техническом состоянии авто, их пробеге и соотношении внутренних частей, их изнашиваемости;
  • в состоянии дороги;
  • в различных условиях эксплуатации.

Но каковы бы ни были результаты, акт контрольного замера расхода топлива останется эффективным средством получения и документальной фиксации достоверных данных.

Как происходит списание ГСМ по путевым листам

Автомобиль, путевые листы которого мы взяли для расчета, легковой, формула (р. 2 п. 7) будет такая: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D), где:

    Д – поправочный коэффициент в процентах, установленный в организации; S — пробег; Hs – норма расхода на 100 км.

Сезонный коэффициент D (зимний, повышающий, отражающий повышенный расход бензина) не применяется. Норма расхода для данной модели — 8,8 л.

Зафиксированы показания спидометра при выезде — 2510, при возвращении — 2565. Расчет:

    Пробег: 2565 — 2510 = 55 км. Расход: Qн = 0,01 * 8,8 * 55 * (1 + 0,01) = 0,01 * 8,8 * 55 * 1,01 = 0,01 * 484 * 1,01 = 4,84 * 1,01 = 4,89 л. 4,89 * 40,82 = 199,61 руб. Проводка: Дт 26 Кт 10/3 199,61 руб.

Как видно из вышесказанного, вариантов и нюансов списания ГСМ на основании путевок может быть много. Все они должны отражаться в приказе на списание ГСМ.

Документ, подписанный руководителем, служит руководством к действию для бухгалтера компании и обосновывает применение той или иной методики списания, применение корректирующих коэффициентов.

Приказ на списание ГСМ не имеет унифицированной формы, составляется по общим правилам делопроизводства.

ООО «Алмаз» ПРИКАЗ №3 г. Москва 1 июня 2019 г. Об установлении норм расхода топлива на легковые автомобили ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Установить норму расхода дизельного топлива на:

    21108 «Премьер» (ВАЗ-21128) 9 литров в час; Сайбер 2.4 (Chrysler) 11 литров в час.

2.

С 15 октября по 15 апреля увеличить установленные нормы на 11%. 3. Списание ГСМ производить один раз в месяц согласно акту списания. 4. Ответственным за исполнение назначить главного бухгалтера Сидорову А.И.

Директор ООО «Алмаз»: Петровский К.П.

С приказом ознакомлена: Главный бухгалтер Сидорова А.И.

ФАЙЛЫ Путевые листы используются для составления акта на списание ГСМ.

Данные путевых листов позволяют списывать ГСМ как по нормам, так и по фактическому расходу топлива. Организация

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

(ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) 12,3 Б ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) 10,5 Б ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) 11,3 Б ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,5 Б ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) 12,4 Б ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) 11,4 Б ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) 11,5 Б ГАЗ-13 20,0 Б ГАЗ-14 22,0 Б ГАЗ-24, -24-10, -24-60 13,0 Б ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т 13,5 Б ГАЗ-24-02, -24-04 14,0 Б ГАЗ-24-07 16,5 СНГ ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5 Б ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14,0 Б ГАЗ-24-17, -24-25 16,5 СНГ ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) 13,0 Б ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,7 Б ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) 11,2 Б ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) 12,5 Б ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) 12,0 Б ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) 13,8 Б ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) 13,5 Б ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) 13,9 Б ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) 13,1 Б ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) 11,5 Б ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М) 13,0 Б ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М) 13,5 Б ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) 13,7 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) 13,0 Б ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) 10,7 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) 12,2 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) 11,4 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б

Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного).

Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой: ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3 — списано израсходованное топливо.

ПРИМЕР Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183).

Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости. Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.1) Рассмотрим вариант списания по факту.В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.Рассчитаем фактическое использование:50 + 30 — 51 = 29 л.Сумма к списанию:29 л x 39,81 руб.

= 1154,49 руб.ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10- 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.2) Рассмотрим вариант списания по норме.В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.Для списания бензина по норме используем формулу:Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),где: Qн — нормативный расход топлива, л;Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;S — пробег автомобиля, км;D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п.
Пройдено 250 км.Для списания бензина по норме используем формулу:Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),где: Qн — нормативный расход топлива, л;Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;S — пробег автомобиля, км;D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п.

5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs.

Он равен 8,4 л.Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.За работу в зимнее время D = 10%.При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.Считаем расход бензина:0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб.

Планирование и анализ затрат на ГСМ

Виды топлива, их классификация Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов Распределение расходов на ГСМ по видам услуг Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей. Виды топлива:

  • по агрегатному состоянию:

– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т.

д.; – жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т.

д.; – газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,

  • по способу получения:

– природное (уголь, нефть, газ); – искусственное.

Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.

Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.

Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:

  • количества единиц транспорта каждого вида;
  • его технических характеристик;
  • норм пробега и норм расхода ГСМ;
  • стоимости ГСМ;
  • поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.

Обратите внимание! Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).

Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно. В путевых листах обязательно указывают:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в поездках.

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению.

Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству. Нормы необходимы также:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
  • правильного расчета налогов и т. д.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения.

Устанавливается на 100 км пробега. Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D), где Он — нормативный расход топлив, л; Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S — пробег автомобиля, км; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

К сведению Для планирования, расчета и списания затрат на ГСМ предприятие (организация) может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (далее — Нормы расхода ГСМ), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.07.2015), отраслевые или местные нормы, разработанные и утвержденные на предприятии (в организации).

Как производится списание ГСМ без путевых листов

Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T. Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период.

Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб.

Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб. Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах. Как учесть влияние зимних условий при ?

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации.

Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт.

Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше. ООО «Рассвет» ПРИКАЗ №5 г. Москва 1 июня 2019 г.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ ПРИКАЗЫВАЮ: 1.

С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.

2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.

3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля. 4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля. Директор ООО «Рассвет» Красногоров М.

Как определить нормы расхода ГСМ, если они не утверждены Минтрансом для данного транспортного средства

7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 Методических рекомендаций, но и на основе данных завода-изготовителя. Они могут быть получены по результатам испытаний WLTP 1 или испытаний по Правилу ООН N 1012.

Если применяются данные завода-изготовителя, полученные по результатам испытаний по Правилу ООН N 101, их нужно скорректировать на поправочный коэффициент. Здесь же, после Таблицы 7, даны ссылки на эти документы.

Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя. Результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км (а не на 1 км (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009)), оформляются в акте контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, форма которого не установлена.

Вами может быть использована Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»). Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.

Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

  1. результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.
  2. техническая документация завода-изготовителя*(3);

При разработке норм расхода топлива учитываются:

  1. конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач)

Расчет норм расхода топлива

Регистрация на предстоящий обучающий семинар в Ставрополе. 16.09.21 — 17.09.21 Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель автобуса» Календарный план проведения обучающих конференций и семинаров ОАО «НИИАТ» 90 ЛЕТ!

  • Главная
  • Услуги

Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете

И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено.

Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:

  1. воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02-06-10/4066);
  2. применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом. Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале.

Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале. Все вносимые в путевой лист изменения (исправления) подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

19292 Содержание страницы Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как признавать ? Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива.

Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега. Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива.

Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию. Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя.

Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ. Как отразить в бухгалтерском учете организации ? Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен. ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами. Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Как отразить ? Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям.

С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет. Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ.

Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100).

В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты. Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации).

Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.). Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01) где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина.

Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%.

Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ. Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега.

Зимний коэффициент принимаем за 5.

Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает.

Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Приложение 5. Примеры расчета нормативного расхода топлив

Приложение 5ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВ(в примерах приводятся условные цифры)1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 — 800 м, совершил пробег 244 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs= 13,0 л/100 км;- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.Нормативный расход топлива составляет:Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.2.

Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот = 3,5 л/ч.Нормативный расход топлива составляет:Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T = 0,01 x 43,0 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т·км.Нормативный расход топлива составляет:Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 — 2000 м и совершил общий пробег 475 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 т·км;- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;- норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:Hsan = Hs + Hg x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x (1 + 0,01 x 18) = 264,0 л.5.

Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т·км транспортной работы при пробеге 595 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет: Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 — 0,01 x 9) = 277,3 л.6.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;- надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.7.

Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей.

Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет: Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x [Hsan x S + Hw (S’ x G’ + S» x G»)] = 0,01 x [33,6 x 240 + 1,3 x (115 x 13 + 80 x 16)] = 116,7 л.8.

Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.Исходные данные:- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;- надбавка за работу с почасовой оплатой D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.Нормативный расход топлива:Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км.

+ +