В какой сролк может быть обжаловано предписание об устранении нарушений трудового законодательства


Оглавление:

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции


вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г.

включительно.Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности.

Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ). ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯПостановление оформляют на основании протокола об административном наказании.Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ). об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;об изменении постановления;об отмене постановления и о прекращении производства по делу;об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;об отмене постановления и о направлении

Предписания ГИТ: оспорить или отчитаться о выполнении?

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда. Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания.

Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.

Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением.

В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст.

361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны. При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.

При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда. Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно. Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям: • работодатель не был извещен об оформлении протокола; • работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения; • отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели; • приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ; • сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.

Сроки обжалования установлены ч.

12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

, согласно которой организация вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки. При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч.

2 ст. 357 ТК РФ. Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч.

3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ). Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.

Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений: • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба; • информация о заявителе (наименование организации, адрес); • данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.); • дата составления документа. В тексте самой жалобы указываются: • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания); • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты; • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям. Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии).

Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов. Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2).

Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.

Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ). Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч.

1 ст. 55 КАС РФ). Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию.

Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней. Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены.

Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).

Свой отчет работодатель вправе направить почтой, по факсу, e-mail или курьерской доставкой. Такие варианты заранее согласовывайте с инспектором.

В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство.

В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно.

КоАП РФ Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.(в ред.

Федерального от 22.06.2007 N 116-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(часть вторая.4 введена Федеральным от 09.04.2007 N 45-ФЗ)2.5. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.(в ред.

Федерального от 22.06.2007 N 116-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(часть вторая.5 введена Федеральным от 09.04.2007 N 45-ФЗ)2.6. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных — настоящей статьи, -влечет

Предписание об устранении выявленного нарушения и предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В чем их различия?

Предостережение не может содержать требования о предоставлении лицом сведений и документов.

По результатам рассмотрения предостережения лицом могут быть поданы в государственный орган контроля (надзора), направивший предостережение, возражения. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 вышеуказанных Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.

При отсутствии возражений лицо в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении предостережения.

Орган государственного контроля (надзора) использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.
Орган государственного контроля (надзора) использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц.

Для чего нужны предостережения? Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить.

Данным принципом руководствуются и должностные лица Росреестра (территориального органа) при осуществлении надзорных функций.

Главное отличие между предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации и предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований состоит в их целевом назначении: предписание выдается в целях устранения последствий уже совершенного правонарушения, а предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действий, то есть лицо, которому адресовано предостережение,

Энциклопедия решений. Обжалование предписания трудовой инспекции (актуально до 30 июня 2021 года)

Обжалование предписания трудовой инспекции В случае выявления при проведении проверки нарушений трудового законодательства, инспектор выдает работодателю предписание об устранении этих нарушений с указанием срока устранения ( Закона N 294-ФЗ, ТК РФ). В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию.

Предписание, вынесенное инспектором труда, может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд ( ТК РФ, Закона N 294-ФЗ, Регламента N 354н). В отношении оспаривания предписаний государственных инспекторов труда законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поэтому жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд.

После вступления в силу с 15.09.2015 КАС РФ, дела об обжаловании предписания инспекции труда рассматривались судами в порядке КАС РФ ( СК по административным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.10.2015 по делу N 33а-4992/2015, СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.11.2015 по делу N 33а-1061/15). Однако впоследствии до сведения судов доведено Верховного Суда РФ N 7-ВС-7105/15 от 05.11.2015, в котором даны по категориям дел, вызывающим вопросы по определению вида судопроизводства (исковое или административное).

В письме приведены категории гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского искового производства, среди которых — дела об оспаривании предписаний Государственной инспекции труда.

На основе этих разъяснений в судах общей юрисдикции сформировалась уже иная судебная практика, согласно которой предписания инспекции труда оспариваются в суде общей юрисдикции в порядке искового гражданского судопроизводства по правилам ГПК РФ (определения Ставропольского краевого суда , Верховного Суда Республики Саха (Якутия) , Алтайского краевого суда ). В 2016 году Верховный Суд РФ ранее сделанный вывод о том, что законность оспариваемого предписания инспекции труда подлежит проверке в порядке гражданского судопроизводства, признал основанным на неправильном применении норм процессуального права и неверной оценке характера и оснований заявленных требований. В от 19.12.2016 N 75-КГ16-14 судьи указали, что оспариваемое предписание трудовой инспекции является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное этим органом.

Поэтому заявление об оспаривании предписания трудовой инспекции с выяснением вопросов законности содержащихся в нем властных распоряжений индивидуального трудового характера должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства ( КАС РФ). В настоящее время Верховный Суд РФ продолжает придерживаться этой же позиции (см.

определения , ). Таким образом, с учетом последней позиции Верховного Суда РФ, при обжаловании предписания инспекции труда следует подавать административный иск в порядке КАС РФ (определения Свердловского областного суда , Ставропольского краевого суда , Верховного Суда Республики Саха (Якутия) ). Предписание трудовой инспекции может быть обжаловано работодателем в суде общей юрисдикции в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем ( ТК РФ, ВС РФ от 27.12.2017 N 42-КГ17-5).

Заявление об оспаривании предписания работодателю в порядке административного судопроизводства следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда ( и КАС РФ). При подаче административного искового заявления в суд об оспаривании предписания гострудинспекции уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей (для физических лиц) и 2000 рублей (для организаций) ( НК РФ).

Подача работодателем административного иска в суд не означает, что выданное ему трудовой инспекцией предписание не нужно исполнять. Судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе, но не обязан.

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

В случае удовлетворения административного иска работодателя суд принимает решение о признании недействительным (незаконным) предписания трудовой инспекции полностью или в части ( КАС РФ).

Также предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем соответствующему руководителю по подчиненности в порядке, установленном Закона N 294-ФЗ. Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Для этого необходимо в течение 15 дней с даты его получения представить руководителю государственной инспекции труда письменные возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность; либо направить их в форме электронных документов, подписанных усиленной проверяемого лица.

Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения ( Регламента N 354н).

Однако на практике такой способ обжалования является неэффективным, поскольку вышестоящий руководитель крайне редко удовлетворяет жалобу работодателя на выданное предписание.

Кроме того, в отличие от оспаривания предписания в суд, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений в административном порядке.

Также факт подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение десятидневного срока на обращение в суд. Поэтому если работодатель не согласен с полученным предписанием, обжаловать его лучше сразу в судебном порядке. Темы Формы документов Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений.

Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю.

Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А.

Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А.

Черновой, Т. Штукатуровой и др. 1 сентября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции?

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ): — об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; — об изменении постановления; — об отмене постановления и о прекращении производства по делу; — об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение; — об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано.

Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ). Важно! А вправе ли суд снизить размер

Обжалование результатов проверки ГИТ

Заплатить штраф в этом случае однозначно придется.

На это у руководителя по закону есть 60 дней (ч.

1 ст. 32.2 КоАП РФ). В случает отказа от уплаты штрафа, его сумма будет взыскана в принудительном порядке, с привлечением судебных приставов.

К его сумме прибавится судебный сбор в размере 7%, а также наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). Визит проверяющих на предприятие – это всегда стресс, даже если вы заранее знали о дате и тематике инспекции. Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним.

Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним.

Правильно, качественно проведенные подготовительные мероприятия могут предопределить исход проверки, избавить бизнес от санкций, финансовых и репутационных потерь.

Однако практика показывает, что самостоятельная подготовка почти всегда недостаточно эффективна: нужно выделить ответственных из числа специалистов компании и полностью освободить их от выполнения прямых обязанностей. Кроме того, «своим» сотрудникам сложнее беспристрастно оценить работу предприятия и обнаружить все нарушения и недочеты.

О множестве нарушений, которые выявляют инспекторы, сотрудники, не работавшие в трудовой инспекции, даже никогда и не слышали.

Поручить всю работу по подготовке к проверкам, а при необходимости – обжалованию их результатов команде экспертов, специализирующихся исключительно на трудовом праве! Именно такую возможность дает своим клиентам ООО «Проверка труда». Мы помогаем бизнесу с честью проходить такого рода испытания и использовать этот опыт для роста и стратегического планирования.

За последние 2 года мы успешно реализовали больше 70 проектов в этой сфере и сэкономили для своих клиентов около 70 млн рублей! В числе услуг, которые мы оказываем: — .

— . — Представление интересов работодателей при решении трудовых споров. — Аудит кадров и охраны труда. Наши преимущества: Экспертная команда.

Наши сотрудники имеют опыт работы в контролирующих структурах.

Гарантированный результат.

Административная процедура устранения уполномоченнымидолжностными лицами Роструда и его территориальных органовнарушений, выявленных при осуществлении федеральногогосударственного надзора, и выполнение предъявленныхв ходе его осуществления законных требований

Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением требований, содержащихся в предъявленных работодателям предписаниях, осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов посредством проведения внеплановых проверок, за исключением случаев, когда из представленных документов в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), возможно сделать вывод об исполнении предписания в полном объеме и требования, изложенные в предписании, не касаются исполнения работодателем обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасности работников.(в ред. Роструда от 22.04.2020 N 103)(см. текст в предыдущей редакции)Распоряжение или приказ о проведении внеплановой проверки издается в срок не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.119.1.

В случае неисполнения работодателем в срок предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда принимает решение о принудительном исполнении в порядке, установленном статьей 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации.Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом и оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.(п. 119.1 введен Роструда от 22.04.2020 N 103)120. В целях обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан,

Энциклопедия решений.

Предписание трудовой инспекции (актуально до 30 июня 2021 года)

Предписание трудовой инспекции В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований в сфере труда инспектор труда одновременно с актом проверки выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений ( ТК РФ, Закона N 294-ФЗ), а также принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений ( Закона N 294-ФЗ, Регламента N 354н). Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку. А в случае неявки руководителя (его полномочному представителю) или отказа дать расписку предписание направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, хранящемуся в деле ( Регламента N 354н).

Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда ( ТК РФ). Поэтому если работодателю известно, что работник обратился в суд, то ему следует незамедлительно уведомить об этом инспектора, проводящего проверку и представить соответствующие документы (копии искового заявления и определения о принятии его к производству либо копию решения суда). В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных актов, требования которых нарушены.

Срок устранения нарушений устанавливается инспектором отдельно по каждому пункту предписания и определяется исходя из характера нарушения, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования ( Закона N 294-ФЗ, Регламента N 354н).

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то до окончания этого срока работодателю следует в письменной форме обратиться к инспектору, вынесшему предписание, с просьбой о его продлении. О решении инспектора труда продлить (или не продлить) срок выполнения предписания работодатель также должен быть проинформирован в письменной форме ( Регламента N 354н).

В предписании также указывается требование к определенному сроку сообщить в государственную инспекцию труда о выполнении выданного предписания.

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя отчитываться об исполнении предписания.

Однако отсутствие у инспектора труда соответствующих сведений является основанием для проведения трудовой инспекцией дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания (, Закона N 294-ФЗ, Регламента N 354н).

Поэтому во избежание возникновения оснований для очередной проверки работодателю следует составить отчет в свободной форме и предоставить его в государственную инспекцию труда по адресу, указанному в предписании, лично либо посредством почтовой связи. К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания.

К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Когда работодатель направляет отчет о выполнении предписания посредством почтовой связи, то необходимо учитывать, что он должен быть получен трудовым инспектором до окончания указанного в нем срока его исполнения.

В случае установления факта невыполнения предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение, в том числе по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением выданного предписания, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания ( и КоАП РФ). Санкции данной статьи предусматривают наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет — для должностных лиц; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — штраф от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Тема См. также Формы документов Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Информационный блок «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. Энциклопедии решений См. Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры При подготовке информационного блока «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» использованы авторские материалы, предоставленные Ю.

Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О.

Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю.

Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др. 1 сентября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

ВС РФ: оспаривать предписание ГИТ нужно все-таки по нормам КАС РФ, а не ГПК РФ

Анонсы 7 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 20 сентября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 июля 2021 SergPoznanskiy / Depositphotos.com Законность предписания об устранении нарушений трудового законодательства не может и не должна проверяться в порядке гражданского судопроизводства, отметил Верховный Суд Российской Федерации (). На это ВС РФ указал, рассматривая кассационную жалобу работодателя на «отказные» определения городского и регионального судов: суды отказались принимать от работодателя административный иск об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции.

В отказе они разъясняли, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и вот почему:

  • гражданские права и обязанности, возникают в частности, из актов государственных органов ();
  • оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
  • оспариваемое предписание ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретных субъектов, а их исполнение может привести к возникновению, изменению и прекращению трудовых прав и обязанностей административного истца и его работника;
  • следовательно, этот спор рассматривается в порядке как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей.

Нужно при оспаривании предписания государственных инспекторов труда соблюдать досудебный порядок урегулирования спора или можно сразу жалобу подать в суд, – узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.

Получите на 3 дня бесплатно! ВС РФ отменил эти определения, указав на следующее:

  • к административным делам, рассматриваемым по правилам , относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику;
  • федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
  • реализуя эти полномочия, ГИТ выдала работодателю предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность;
  • следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия;
  • следовательно, законность предписания подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

В итоге материал по административному исковому заявлению передан в суд первой инстанции на стадию принятия в порядке административного судопроизводства. Отметим, что причиной некоторой неразберихи с тем, по какой процедуре «правильно» оспаривать предписания ГИТ, отчасти является и сам ВС РФ, который ранее отстаивал прямо противоположную позицию (). Однако впоследствии вывод был признан неверным, и с тех пор главный судебный орган продолжает придерживаться позиции о «КАС – обжаловании» предписаний ГИТ ( и ).

Теги: , , , , Источник: Документы по теме: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заявление о признании незаконным и отмене предписания ГИТ

0 Государственная трудовая инспекция может провести как плановую, так и внеплановую (по жалобе работника) проверку организации.

Если по итогам проверки будут выявлены какие-либо нарушения трудового законодательства, ГИТ вынесет предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения (п. 113 Административного регламенты, утв.

). Если организация не согласна с вынесенным предписанием, она может оспорить предписание ГИТ в вышестоящем органе либо в суде.

Рассмотрим процедуру судебной отмены предписания ГИТ (оспаривания в суде предписания ГИТ). При обжаловании необходимо руководствоваться гл.

12 и 22 КАС РФ. Так, административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика, то есть ГИТ.

Что касается сроков обжалования, то здесь существует правовая неопределенность.

Трудовой кодекс говорит, что предписание ГИТ может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения организацией (). В то же время в КАС РФ установлены свои сроки на обжалование: 3 месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (). Чтобы не пропустить срок для обжалования, лучше подать заявление в суд в течение 10 дней с момента получения предписания.

В заявлении о признании незаконным и отмене предписания ГИТ указываются (, ):

  • наименование суда, в который подается заявление. Территориальную подсудность можно определить на сайте суда города (округа) по месту нахождения организации;
  • наименование организации – административного истца, место ее нахождения, сведения о государственной регистрации, номер телефона, факса, адрес электронной почты административного истца;
  • сведения о ГИТ, вынесшей предписание (наименование, адрес местонахождения, номера телефона, факса, адреса электронной почты). Посмотреть адрес инспекции труда можно ;
  • реквизиты оспариваемого предписания;
  • сведения о том, какие именно права истца нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
  • нормативные правовые акты, на соответствие которым следует проверить оспариваемое предписание;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается административным истцом, указывается дата подписания заявления (). После этого заявление подается непосредственно в суд или направляется по почте.

Также можно подать заявление посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда (). Приведем образец заявления о признании незаконным и отмене предписания ГИТ:

    data-count=»1″ >

Как можно обжаловать предписание ГИТ

2243 Содержание страницы Практически каждая компания рано или поздно проходит со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся.

По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание. Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка.

В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием.

В этом случае его можно обжаловать.

Вопрос: Правомерно ли оспаривание предписания инспекции труда по нормам КАС РФ? Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания.

Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года.

В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.

Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ.

На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции. Какая административная ответственность ?

Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года.

В нем содержатся эти положения:

  • Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
  • Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.

Как продлить предписание ? То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке.

Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции.

В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения. Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам. Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ.

В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:

  • Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
  • Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.

Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно.

Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.

Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок.

Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа.

Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.

Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд.

Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.

При составлении жалобы нужно указать эти сведения:

  • Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
  • Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
  • Реквизиты предписания, которое оспаривается.
  • Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
  • Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.

Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.

ВАЖНО! Документ можно направить различными способами.

Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке.

Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.

Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:

  • Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
  • В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.

Второе направление аргументации более перспективно.

Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть. Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол.

Процедура предполагает соблюдение определенного порядка.

К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям.

Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись. Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию. Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:

  • Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
  • Лицу не дали право на объяснения.
  • Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
  • В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
  • Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.

Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:

  • Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
  • Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.

Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.

Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.

Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней.

К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек. Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора.

Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.

Проверка трудовой инспекции: что это и как проходит

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку.

По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд.

По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе. Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск.

Для этого заранее составляют график отпусков.

Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение. Неполный расчет при увольнении.

+ +